В Орле на левом крутом берегу реки Орлик расположен парк, который издавна называют горожане Дворянским гнездом. Пошло это с середины XIX века, когда в 1859 году в журнале «Современник» был впервые опубликован роман Ивана Сергеевича Тургенева «Дворянское гнездо». Орловцы сразу же определили, что «дом Калитиных» — это городская усадьба и деревянный двухэтажный особняк первой половины XIX века, в котором жила Евдокия Семеновна Каратнёва (предполагаемый прототип Лизы Калитиной). Это место сразу стало необычайно популярным, оно упоминается в произведениях Николая Лескова, Ивана Бунина, Константина Бальмонта. Сегодня сюда приходят на прогулки, молодожены приезжают возложить цветы к бюсту Ивана Тургенева, здесь еще с конца XIX века устраиваются музыкальные концерты, проходят различные выставки, народные гулянья.
Местное Общество любителей изящных искусств в апреле 1903 года — в преддверии двадцатилетней годовщины со дня кончины Ивана Тургенева — сняло у владелицы усадьбы В.К. Гермут сад в аренду для того, чтобы в нем открыть публичные развлечения, а затем установить бюст любимого писателя. 2 мая 1903 года на страницах «Орловского вестника» появилось сообщение: «Орловское общество любителей изящных искусств, расширяя свою деятельность, решило открыть свой сад, сосредоточив в нем детские игры, отсутствие которых составляло большой пробел в жизни Орла. С удовольствием отмечаем, что это решение в настоящее время названным обществом осуществляется. Обществом снят сад г-жи Гермут, находящийся на Верхне-Дворянской и Набережной реки Орлика и известный под именем „Дворянское гнездо“ по роману того же названия И.С. Тургенева…».
Любил это место и Андрей Ильич Курнаков, писал его не однажды. Есть пейзажи летние, зимние.
Перед нами самое начало весны: ледоход прошёл, и река освободилась от оков, но огромные толстые льдины застряли на пологом правом берегу. Они громоздятся, наползают одна на другую, встают на ребро. Могучие, грязные глыбы как напоминание о прошедшей морозной зиме, снег на них еще не растаял. Это передний план картины, он выписан крупными широкими грубоватыми мазками.
А на дальнем плане по центру уже хозяйничает весна. Крутой берег освещен солнцем, он светлый, радостный, окрашен в охристые тона. Над ним голубое небо с любимыми художником розовато-серыми кучевыми облаками. Река прозрачна от небесной синевы, в ней отражаются прибрежные деревья. На самой круче тонко прописаны белая воздушная ротонда и балюстрада, ограждающая крутой берег. Вдали — деревья парка, обозначенные общей рыжеватой массой.
В пейзаже чувствуются и теплое солнце, и дуновение свежего, еще прохладного ветерка. Художника привлекло это противоборство природных стихий: могучие глыбы льда, выброшенные на берег такой маленькой, кроткой речкой, как мелководный Орлик — остатки грозной зимы, а тепло оттаявшей по склону земли, голубизна неба и воды — наступление весны, её обязательная победа.
Местное Общество любителей изящных искусств в апреле 1903 года — в преддверии двадцатилетней годовщины со дня кончины Ивана Тургенева — сняло у владелицы усадьбы В.К. Гермут сад в аренду для того, чтобы в нем открыть публичные развлечения, а затем установить бюст любимого писателя. 2 мая 1903 года на страницах «Орловского вестника» появилось сообщение: «Орловское общество любителей изящных искусств, расширяя свою деятельность, решило открыть свой сад, сосредоточив в нем детские игры, отсутствие которых составляло большой пробел в жизни Орла. С удовольствием отмечаем, что это решение в настоящее время названным обществом осуществляется. Обществом снят сад г-жи Гермут, находящийся на Верхне-Дворянской и Набережной реки Орлика и известный под именем „Дворянское гнездо“ по роману того же названия И.С. Тургенева…».
Любил это место и Андрей Ильич Курнаков, писал его не однажды. Есть пейзажи летние, зимние.
Перед нами самое начало весны: ледоход прошёл, и река освободилась от оков, но огромные толстые льдины застряли на пологом правом берегу. Они громоздятся, наползают одна на другую, встают на ребро. Могучие, грязные глыбы как напоминание о прошедшей морозной зиме, снег на них еще не растаял. Это передний план картины, он выписан крупными широкими грубоватыми мазками.
А на дальнем плане по центру уже хозяйничает весна. Крутой берег освещен солнцем, он светлый, радостный, окрашен в охристые тона. Над ним голубое небо с любимыми художником розовато-серыми кучевыми облаками. Река прозрачна от небесной синевы, в ней отражаются прибрежные деревья. На самой круче тонко прописаны белая воздушная ротонда и балюстрада, ограждающая крутой берег. Вдали — деревья парка, обозначенные общей рыжеватой массой.
В пейзаже чувствуются и теплое солнце, и дуновение свежего, еще прохладного ветерка. Художника привлекло это противоборство природных стихий: могучие глыбы льда, выброшенные на берег такой маленькой, кроткой речкой, как мелководный Орлик — остатки грозной зимы, а тепло оттаявшей по склону земли, голубизна неба и воды — наступление весны, её обязательная победа.