Горицкий Успенский монастырь находится в городе Переславль-Залесский Ярославской области. Он был основан в начале XIV века при Иване Калите. Однако уже в конце столетия войско хана Тохтамыша разрушило Переславль-Залесский, а вместе с ним и храм.
Существует предание, что прямо накануне нашествия монголов и разорения монастыря туда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, супруга Дмитрия Донского. Ей и нескольким прислужникам чудом удалось спастись от воинов Золотой Орды, уплыв на плоту на середину Плещеева озера. Внезапно появившийся густой туман скрыл их от глаз неприятеля. В память о своем спасении Евдокия восстановила монастырь на собственные средства. А в Переславле установилась традиция — в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.
С XVI века монастырь отстраивается в камне. В конце XVII века со всех сторон его обносят основательной оградой с башнями, палатой привратника и двумя вратами: Святыми и Проездными. Они сохранились до наших дней.
«Святые Ворота» надвратного храма Николая Чудотворца представляют собой образец соединения двух архитектурных направлений: московского барокко и узорочья. Основание облицовано красивым фигурным кирпичом, по обе стороны раскинулись галереи. «Проездные вороты» украшены фигурами коней, по бокам внизу — по две пары круглых столбов.
Храм функционировал до 1789 года, затем богослужения прекратились. Лишь 200 лет спустя под руководством архитектора И.Б. Пуришева (1930–2013 годы) была проведена реставрация монастырских построек.
На этюде Курнакова на переднем плане изображены Святые врата и Никольская надвратная церковь Горицкого Успенского монастыря в Переславле-Залесском. Чуть дальше и правее — Проездные врата.
Художника привлекает грандиозность архитектуры. Он видит и передает на полотне крепость, поставленную защищать, оборонять город и монастырь от непрошеных гостей. Мощь белых стен выражена крупными мазками. Яркое небо на заднем плане только усиливает это ощущение. Детали убранства не прописаны — отдельными мелкими разноцветными штрихами Курнаков лишь намекает на элементы богатого декора. Синие крыша и купола белоснежной пятиглавой церкви Всех святых слева подчеркивают суровость и несокрушимость сооружения.
Существует предание, что прямо накануне нашествия монголов и разорения монастыря туда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, супруга Дмитрия Донского. Ей и нескольким прислужникам чудом удалось спастись от воинов Золотой Орды, уплыв на плоту на середину Плещеева озера. Внезапно появившийся густой туман скрыл их от глаз неприятеля. В память о своем спасении Евдокия восстановила монастырь на собственные средства. А в Переславле установилась традиция — в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.
С XVI века монастырь отстраивается в камне. В конце XVII века со всех сторон его обносят основательной оградой с башнями, палатой привратника и двумя вратами: Святыми и Проездными. Они сохранились до наших дней.
«Святые Ворота» надвратного храма Николая Чудотворца представляют собой образец соединения двух архитектурных направлений: московского барокко и узорочья. Основание облицовано красивым фигурным кирпичом, по обе стороны раскинулись галереи. «Проездные вороты» украшены фигурами коней, по бокам внизу — по две пары круглых столбов.
Храм функционировал до 1789 года, затем богослужения прекратились. Лишь 200 лет спустя под руководством архитектора И.Б. Пуришева (1930–2013 годы) была проведена реставрация монастырских построек.
На этюде Курнакова на переднем плане изображены Святые врата и Никольская надвратная церковь Горицкого Успенского монастыря в Переславле-Залесском. Чуть дальше и правее — Проездные врата.
Художника привлекает грандиозность архитектуры. Он видит и передает на полотне крепость, поставленную защищать, оборонять город и монастырь от непрошеных гостей. Мощь белых стен выражена крупными мазками. Яркое небо на заднем плане только усиливает это ощущение. Детали убранства не прописаны — отдельными мелкими разноцветными штрихами Курнаков лишь намекает на элементы богатого декора. Синие крыша и купола белоснежной пятиглавой церкви Всех святых слева подчеркивают суровость и несокрушимость сооружения.