Классический пейзаж орловского художника Андрея Ильича Курнакова представляет собой гармонический, возвышенный и эпически-повествовательный образ. К подобным работам относится и «Березовый ситец».
На представленном в экспозиции музея полотне художник в очередной раз воплощает красоты села Спасское-Лутовиново и его окрестностей. Эта земля вдохновляла многих творцов — от литераторов до живописцев. Недаром именитый земляк Курнакова Иван Сергеевич Тургенев, живший в Спасском до девяти лет и потом неоднократно сюда приезжавший, упоминал любимое село в своих произведениях.
При виде картинки Курнакова вспоминается описание березовой рощи Ивана Сергеевича Тургенева в рассказе «Свидание». У него освещенная солнцем роща «озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шелка, лежащие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом…».
Курнаков чаще всего преклоняется перед спасскими березами. Он пишет их неоднократно: и в холод, и в жару, и осенью, и весной. Береза — любимое дерево художника, она становится героиней многих его лирических пейзажей. Это не случайно, ведь нарядное дерево всегда воспринимается в русской культуре как символ родной земли, символ молодости. И в этой картине она олицетворяет возвышенный образ Родины.
И в то же время название «Березовый ситец» несколько снижает пафос и придает работе живописца простоту, народность, лиричность. Ситец, некогда дорогой, как китайский шелк, уже в XIX веке благодаря машинному производству становится достаточно доступным. В платья из ситца одеваются все слои населения — вплоть до полнокровных деревенских красавиц.
Художник с нежностью пишет родную природу. На его холсте изображена осень солнечным днем. Высокое голубое небо сквозит меж деревьев и придает белым стволам легкий лиловый оттенок. Дальний план рощи окутан светлой дымкой. Еще не все березы сбросили листву, и маленькие золотые пятна оживляют передний план полотна. Еще видны островки зеленой травы, цветет поздняя фиалка. Ветер едва шевелит верхушки деревьев.
Курнаков любил эксперименты, в частности, он пробовал различные материалы и техники. В 1990-е годы художник использовал в своих работах довольно грубую мешковину. Он точно рассчитывал каждый мазок с тем, чтобы вплести фактуру холста в изображение и придать работе дополнительный объем. В результате создается впечатление, что к этим стволам можно притронуться рукой и ощутить их шероховатость.
На представленном в экспозиции музея полотне художник в очередной раз воплощает красоты села Спасское-Лутовиново и его окрестностей. Эта земля вдохновляла многих творцов — от литераторов до живописцев. Недаром именитый земляк Курнакова Иван Сергеевич Тургенев, живший в Спасском до девяти лет и потом неоднократно сюда приезжавший, упоминал любимое село в своих произведениях.
При виде картинки Курнакова вспоминается описание березовой рощи Ивана Сергеевича Тургенева в рассказе «Свидание». У него освещенная солнцем роща «озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шелка, лежащие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом…».
Курнаков чаще всего преклоняется перед спасскими березами. Он пишет их неоднократно: и в холод, и в жару, и осенью, и весной. Береза — любимое дерево художника, она становится героиней многих его лирических пейзажей. Это не случайно, ведь нарядное дерево всегда воспринимается в русской культуре как символ родной земли, символ молодости. И в этой картине она олицетворяет возвышенный образ Родины.
И в то же время название «Березовый ситец» несколько снижает пафос и придает работе живописца простоту, народность, лиричность. Ситец, некогда дорогой, как китайский шелк, уже в XIX веке благодаря машинному производству становится достаточно доступным. В платья из ситца одеваются все слои населения — вплоть до полнокровных деревенских красавиц.
Художник с нежностью пишет родную природу. На его холсте изображена осень солнечным днем. Высокое голубое небо сквозит меж деревьев и придает белым стволам легкий лиловый оттенок. Дальний план рощи окутан светлой дымкой. Еще не все березы сбросили листву, и маленькие золотые пятна оживляют передний план полотна. Еще видны островки зеленой травы, цветет поздняя фиалка. Ветер едва шевелит верхушки деревьев.
Курнаков любил эксперименты, в частности, он пробовал различные материалы и техники. В 1990-е годы художник использовал в своих работах довольно грубую мешковину. Он точно рассчитывал каждый мазок с тем, чтобы вплести фактуру холста в изображение и придать работе дополнительный объем. В результате создается впечатление, что к этим стволам можно притронуться рукой и ощутить их шероховатость.