«Спасское зеркальце» — один из многочисленных лирических пейзажей Андрея Ильича Курнакова. На нем изображено, пожалуй, самое любимое место художника в самое любимое время года. Живописец испытывал удивительную нежность к селу Спасское-Лутовиново Орловской области, часто писал его в разных условиях, особенно предпочитая осень.
После трудной напряженной работы Курнаков часто уезжал в Спасское «отдохнуть», не забыв при этом этюдник, кисти, краски. Здесь он часами бродил, исхаживая десятки километров по охотничьим тропам Тургенева, в поисках интересного мотива и захватывающей натуры. Художник привозил домой десятки этюдов, некоторые из них потом вырастали в серьезные законченные работы.
Особенно часто Курнаков писал пруд. Он послужил основой для многих пейзажей, в том числе и для полотен на бунинскую тему.
На полотне — старый водоем, затерянный в тени деревьев, типичный уголок средней полосы. Художник изобразил тихую и мирную картину русской природы. Полотно не поражает буйством и разнообразием красок, не будоражит чувств. Наоборот, картина наполнена тишиной, покоем и умиротворением. Даже легкий ветерок не тревожит этот покой. Нет ряби на воде, не шелохнется ни листочек, ни травинка. Все словно замерло.
Старый пруд давно не чищен, вода у берегов затянута ряской, покрытой толстым слоем опавших желтых листьев. Берега засыпаны листвой, местами подсвечены блеклым осенним солнцем, но в основном затенены. Они выступают в качестве фона. Главное внимание художник уделил воде — этому самому зеркальцу в центре полотна.
Сколько оттенков синего, голубого, лилового и фиолетового использует Курнаков для передачи этой гладкой поверхности! Здесь и глубина, и прозрачная хрустальность холодной воды. Словно в настоящем зеркале, отражаются в ней деревья, окружающие пруд, холодное небо, придающее особую синь воде, и рыжеватые тяжелые облака.
Несколько желтых листьев осели на гладь этого зеркала, они немного оживили его, не нарушая общего чувства покоя, умиротворения и благодатной тишины. Курнаков, певец красоты и величия природы, всегда умел находить чудесное в простом, волшебное в обыденном.
После трудной напряженной работы Курнаков часто уезжал в Спасское «отдохнуть», не забыв при этом этюдник, кисти, краски. Здесь он часами бродил, исхаживая десятки километров по охотничьим тропам Тургенева, в поисках интересного мотива и захватывающей натуры. Художник привозил домой десятки этюдов, некоторые из них потом вырастали в серьезные законченные работы.
Особенно часто Курнаков писал пруд. Он послужил основой для многих пейзажей, в том числе и для полотен на бунинскую тему.
На полотне — старый водоем, затерянный в тени деревьев, типичный уголок средней полосы. Художник изобразил тихую и мирную картину русской природы. Полотно не поражает буйством и разнообразием красок, не будоражит чувств. Наоборот, картина наполнена тишиной, покоем и умиротворением. Даже легкий ветерок не тревожит этот покой. Нет ряби на воде, не шелохнется ни листочек, ни травинка. Все словно замерло.
Старый пруд давно не чищен, вода у берегов затянута ряской, покрытой толстым слоем опавших желтых листьев. Берега засыпаны листвой, местами подсвечены блеклым осенним солнцем, но в основном затенены. Они выступают в качестве фона. Главное внимание художник уделил воде — этому самому зеркальцу в центре полотна.
Сколько оттенков синего, голубого, лилового и фиолетового использует Курнаков для передачи этой гладкой поверхности! Здесь и глубина, и прозрачная хрустальность холодной воды. Словно в настоящем зеркале, отражаются в ней деревья, окружающие пруд, холодное небо, придающее особую синь воде, и рыжеватые тяжелые облака.
Несколько желтых листьев осели на гладь этого зеркала, они немного оживили его, не нарушая общего чувства покоя, умиротворения и благодатной тишины. Курнаков, певец красоты и величия природы, всегда умел находить чудесное в простом, волшебное в обыденном.