На картине изображен весенний панорамный пейзаж — раннее утро в начале апреля. Перед нами раскинулось широкое пространство полей, располагающихся друг за другом параллельно краю картины. На первом плане горизонтальные полосы рыжей стерни с остатками соломы, оставшейся от прошлогодних посевов. Видно, что это край поля, за ним уже вспаханная черная земля, за ней полоса всходов нежно-зеленых озимых, затем снова полоса отдыхающей земли, и опять зеленая полоса озимых, и так до самого горизонта.
На втором плане слева полоса березовых посадок ровной линией плавно спустилась и вновь поднялась по холмистой местности. Справа такая же полоса посадок округлой плавной линией ушла в перспективу. Эти полосы на горизонте четко разделили землю и небо.
Больше половины композиции занимает небо, голубым куполом охватывая землю. Небу художник уделяет особое внимание, именно оно создает торжественный настрой в пейзаже. Перистые облака веером расходятся от середины горизонта, создавая причудливую картину движения в холодном голубом утреннем небе.
Над полем слева взлетел самолет «кукурузник», оставляя за собой белый след. Но звук мотора летящего самолета перекрывает песня жаворонка. «Утренний жаворонок» — так назвал автор свою картину. В голубом поднебесье звучит чудесное пение этой первой весенней птицы. Вероятно, наблюдательный художник, работая ранним утром над этюдом, часами слушал песни жаворонка. Мы не видим этой птицы в небе, но знаем, что, чем выше взлетает жаворонок, тем звонче раздаются его песни над полями, провозглашая, что зима закончилась, и в свои права вступает весенняя пора.
Полевой жаворонок выбирает для своего гнезда открытые пространства, там, где растут пшеница или овес, которыми питаются птицы. Услышанная раз песня жаворонка осталась надолго звучать в душе художника, а затем и в его полотне, сюжет которого передает безграничную ширь и простор русской земли. В его картинах всегда незримо присутствует человек: летчик в летящем самолете, тракторист, вспахавший землю, комбайнер, который соберет богатый урожай с поля. И всем им художник поет торжественную благодарную оду в своем произведении.
На втором плане слева полоса березовых посадок ровной линией плавно спустилась и вновь поднялась по холмистой местности. Справа такая же полоса посадок округлой плавной линией ушла в перспективу. Эти полосы на горизонте четко разделили землю и небо.
Больше половины композиции занимает небо, голубым куполом охватывая землю. Небу художник уделяет особое внимание, именно оно создает торжественный настрой в пейзаже. Перистые облака веером расходятся от середины горизонта, создавая причудливую картину движения в холодном голубом утреннем небе.
Над полем слева взлетел самолет «кукурузник», оставляя за собой белый след. Но звук мотора летящего самолета перекрывает песня жаворонка. «Утренний жаворонок» — так назвал автор свою картину. В голубом поднебесье звучит чудесное пение этой первой весенней птицы. Вероятно, наблюдательный художник, работая ранним утром над этюдом, часами слушал песни жаворонка. Мы не видим этой птицы в небе, но знаем, что, чем выше взлетает жаворонок, тем звонче раздаются его песни над полями, провозглашая, что зима закончилась, и в свои права вступает весенняя пора.
Полевой жаворонок выбирает для своего гнезда открытые пространства, там, где растут пшеница или овес, которыми питаются птицы. Услышанная раз песня жаворонка осталась надолго звучать в душе художника, а затем и в его полотне, сюжет которого передает безграничную ширь и простор русской земли. В его картинах всегда незримо присутствует человек: летчик в летящем самолете, тракторист, вспахавший землю, комбайнер, который соберет богатый урожай с поля. И всем им художник поет торжественную благодарную оду в своем произведении.