В Мценском районе Орловской области есть село Спасское, подаренное еще в XVI веке Иваном Грозным своему приспешнику Ивану Лутовинову. В нем расположена усадьба, которая так и называется — Спасское-Лутовиново. Когда-то она принадлежала матери известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Ныне там располагается государственный мемориальный — памяти классика — и природный музей-заповедник.
Тургенев провел в этой усадьбе детство, регулярно приезжал сюда на отдых из Москвы и Петербурга, пребывал здесь в ссылке по личному распоряжению Николая I. Когда писатель уехал во Францию, наследники вынесли всю мебель, а дом сгорел. Советская власть национализировала поместье и выделила деньги на реставрацию. Однако во время Великой Отечественной войны село Спасское было занято армией нацистской Германии.
Враги сожгли почти все: богадельню, церковную сторожку, усадебные строения. Сильно пострадали семейный склеп и каретный сарай, пересох пруд. В 1941 году бои по освобождению велись в том числе и на территории музея-заповедника. К счастью, «флигель изгнанника», сильно пострадав, все-таки уцелел.
Позднее во флигеле усадьбы Тургенева располагался медсанбат (санитарная рота 342-й стрелковой дивизии). Отсюда и захоронения 1942–1943 годов. Со временем территорию очистили от мин и снарядов, село и поместье восстановили. Следы войны практически исчезли, но память о тех, кто сложил свои головы, защищая эту землю, сохранена.
Впервые вопрос о переносе братских могил и создании мемориала в честь воинов, погибших на Спасской земле, встал в 1979 году. Через пять лет было принято окончательное решение по этому вопросу. В списке захоронения значится 99 имен, все они высечены на мраморной плите мемориала.
Для своего произведения «Спасский реквием» художник Андрей Ильич Курнаков продумал каждую деталь: выбрал время года, которое связано с печалью и уходом. Добавил пушистые хлопья первого снега — для вящей пронзительности. Освещенный неярким солнцем темный обелиск на переднем плане написан серой и синей красками и потому не перегружает картину. Уходящая вдаль, к вековому дубу, перспектива дает ощущение глубины. Своей картиной художник отдает дань светлой памяти погибшим воинам.
Тургенев провел в этой усадьбе детство, регулярно приезжал сюда на отдых из Москвы и Петербурга, пребывал здесь в ссылке по личному распоряжению Николая I. Когда писатель уехал во Францию, наследники вынесли всю мебель, а дом сгорел. Советская власть национализировала поместье и выделила деньги на реставрацию. Однако во время Великой Отечественной войны село Спасское было занято армией нацистской Германии.
Враги сожгли почти все: богадельню, церковную сторожку, усадебные строения. Сильно пострадали семейный склеп и каретный сарай, пересох пруд. В 1941 году бои по освобождению велись в том числе и на территории музея-заповедника. К счастью, «флигель изгнанника», сильно пострадав, все-таки уцелел.
Позднее во флигеле усадьбы Тургенева располагался медсанбат (санитарная рота 342-й стрелковой дивизии). Отсюда и захоронения 1942–1943 годов. Со временем территорию очистили от мин и снарядов, село и поместье восстановили. Следы войны практически исчезли, но память о тех, кто сложил свои головы, защищая эту землю, сохранена.
Впервые вопрос о переносе братских могил и создании мемориала в честь воинов, погибших на Спасской земле, встал в 1979 году. Через пять лет было принято окончательное решение по этому вопросу. В списке захоронения значится 99 имен, все они высечены на мраморной плите мемориала.
Для своего произведения «Спасский реквием» художник Андрей Ильич Курнаков продумал каждую деталь: выбрал время года, которое связано с печалью и уходом. Добавил пушистые хлопья первого снега — для вящей пронзительности. Освещенный неярким солнцем темный обелиск на переднем плане написан серой и синей красками и потому не перегружает картину. Уходящая вдаль, к вековому дубу, перспектива дает ощущение глубины. Своей картиной художник отдает дань светлой памяти погибшим воинам.