Название работы отсылает нас к истории создания и становления «Академической дачи» — так называемого «Русского Барбизона». Это было место, полное тишины и умиротворения, где человек мог отвлечься от повседневной и изнуряющей суеты, отрешиться от временного и подумать о вечном.
Художники разных живописных школ выступали за реалистический пейзаж своей родины с повседневными мотивами. Характерным приёмом было создание этюда на пленэре с последующим окончательным завершением работы в мастерской. Интересно, что данной работе предшествовала другая с похожим сюжетом, с названием «Зорька на реке Мста» 1961 года, хранящаяся в «Мемориальной мастерской А.И. Курнакова».
Пейзаж написан в реалистической манере, холодном темно-синем колорите. На переднем плане на всклокоченном примороженном грязно-серым снегом торчащем камыше лежат куски льдин. Любимые Андреем Ильичом сороки примостились на остатках ограды. Разлившаяся бурная река с холодной сине-черно-фиолетовой водой прописана мелкими мазками, передающими движение и рябь. Кажется, что совсем недавно, крутясь, цепляясь и сталкиваясь друг с другом, прошли здесь, обламывая острые углы и крошась, льдины. Постепенно утихнет разлив весенних вод, и река возвратится в прежние берега.
Дальше, на втором плане, лежит берег с остатками снега и торчащими кое-где прошлогодними травами. Тонкие белоствольные березки сохранили немного прошлогодней желтой листвы. Темнеющие на фоне неба деревья написаны сплошной массой. Фиолетово-лиловая дымка окутывает кромку леса. Стелющиеся тучи заволокли небо туманной серебристо-лиловой пеленой. Но у самой кромки горизонта пробивается яркая полоска неба, освещенная лучами солнца. Теплые розовые отблески все более разгораются, озаряя облака, ложатся на водную гладь, поблескивают на стеблях поникшей и побуревшей осоки. Уходит ощущение ненастного дня. Восход в картине звучит как символ пробуждающейся природы.
Художники разных живописных школ выступали за реалистический пейзаж своей родины с повседневными мотивами. Характерным приёмом было создание этюда на пленэре с последующим окончательным завершением работы в мастерской. Интересно, что данной работе предшествовала другая с похожим сюжетом, с названием «Зорька на реке Мста» 1961 года, хранящаяся в «Мемориальной мастерской А.И. Курнакова».
Пейзаж написан в реалистической манере, холодном темно-синем колорите. На переднем плане на всклокоченном примороженном грязно-серым снегом торчащем камыше лежат куски льдин. Любимые Андреем Ильичом сороки примостились на остатках ограды. Разлившаяся бурная река с холодной сине-черно-фиолетовой водой прописана мелкими мазками, передающими движение и рябь. Кажется, что совсем недавно, крутясь, цепляясь и сталкиваясь друг с другом, прошли здесь, обламывая острые углы и крошась, льдины. Постепенно утихнет разлив весенних вод, и река возвратится в прежние берега.
Дальше, на втором плане, лежит берег с остатками снега и торчащими кое-где прошлогодними травами. Тонкие белоствольные березки сохранили немного прошлогодней желтой листвы. Темнеющие на фоне неба деревья написаны сплошной массой. Фиолетово-лиловая дымка окутывает кромку леса. Стелющиеся тучи заволокли небо туманной серебристо-лиловой пеленой. Но у самой кромки горизонта пробивается яркая полоска неба, освещенная лучами солнца. Теплые розовые отблески все более разгораются, озаряя облака, ложатся на водную гладь, поблескивают на стеблях поникшей и побуревшей осоки. Уходит ощущение ненастного дня. Восход в картине звучит как символ пробуждающейся природы.