Михаил Нестеров родился в Уфе, в купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогами были Василий Перов и Алексей Саврасов. Под их влиянием свои ранние картины Нестеров создавал в традициях передвижничества.
В зрелый период творчества художник начал писать произведения на религиозную тему. Нестеров много работал в области монументального убранства храмов. В 1890 году он познакомился с профессором Адрианом Викторовичем Праховым, который пригласил художника расписывать в Киеве Владимирский собор. Чтобы изучить приемы монументальной живописи, Нестеров отправился в Рим, Палермо, Константинополь и Равенну — туда, где он мог ознакомиться с традициями византийского искусства.
Храмовые росписи принесли Нестерову широчайшую известность. Он украшал дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии, храм Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители в Москве, Спасо-Преображенский собор в Сумах.
Эскиз мозаики «На пути в Эммаус» художник создал для резного иконостаса храма Спаса на Крови — одной из главных достопримечательностей этого собора. Эскиз написан в духе стиля модерн, который проявился в сдержанном, неярком колорите, простой, гармоничной и выверенной композиции. Сюжет произведения описан в последней главе Евангелия от Луки: два ученика Иисуса Христа после Его распятия на Голгофе шли из Иерусалима в Эммаус, к ним в пути присоединился воскресший Христос, но они не узнали Его.
В центре композиции помещены три фигуры путников на фоне классического «нестеровского» пейзажа — тонкое деревце и жемчужно-розовый закат. Христос изображен с крещатым нимбом, у учеников нимбы намечены тонкой золотистой линией. Иисус взглядом и благословляющим жестом обращен к зрителю, два седовласых старца обращены к Христу, но при этом не смотрят на него. Персонаж слева как бы прислушивается к словам Спасителя, сомневаясь в своих чувствах. Старец справа склоняет перед ним голову, его правая рука поднесена к груди — этот жест трактуется в иконописи как принятие и смирение. Михаил Нестеров изобразил особый момент — когда ученики начинают узнавать своего учителя.
В зрелый период творчества художник начал писать произведения на религиозную тему. Нестеров много работал в области монументального убранства храмов. В 1890 году он познакомился с профессором Адрианом Викторовичем Праховым, который пригласил художника расписывать в Киеве Владимирский собор. Чтобы изучить приемы монументальной живописи, Нестеров отправился в Рим, Палермо, Константинополь и Равенну — туда, где он мог ознакомиться с традициями византийского искусства.
Храмовые росписи принесли Нестерову широчайшую известность. Он украшал дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии, храм Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители в Москве, Спасо-Преображенский собор в Сумах.
Эскиз мозаики «На пути в Эммаус» художник создал для резного иконостаса храма Спаса на Крови — одной из главных достопримечательностей этого собора. Эскиз написан в духе стиля модерн, который проявился в сдержанном, неярком колорите, простой, гармоничной и выверенной композиции. Сюжет произведения описан в последней главе Евангелия от Луки: два ученика Иисуса Христа после Его распятия на Голгофе шли из Иерусалима в Эммаус, к ним в пути присоединился воскресший Христос, но они не узнали Его.
В центре композиции помещены три фигуры путников на фоне классического «нестеровского» пейзажа — тонкое деревце и жемчужно-розовый закат. Христос изображен с крещатым нимбом, у учеников нимбы намечены тонкой золотистой линией. Иисус взглядом и благословляющим жестом обращен к зрителю, два седовласых старца обращены к Христу, но при этом не смотрят на него. Персонаж слева как бы прислушивается к словам Спасителя, сомневаясь в своих чувствах. Старец справа склоняет перед ним голову, его правая рука поднесена к груди — этот жест трактуется в иконописи как принятие и смирение. Михаил Нестеров изобразил особый момент — когда ученики начинают узнавать своего учителя.