Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «М.В. Нестеров и русское искусство XIX — XX века»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Видение отроку Варфоломею

Время создания
1889 год
Размер
160x213 см
Техника
холст, масло, уголь
12
Открыть в приложении
#1
Нестеров М.В.
Видение отроку Варфоломею
#2
Михаила Нестерова с юных лет восхищал образ преподобного Сергия Радонежского — выдающегося церковного деятеля, жившего в первой половине XV века. Он стал идейным вдохновителем борьбы с монголо-татарами и примирил между собой враждующих русских князей, что в конечном итоге привело к победе в Куликовской битве. Преподобный Сергий много сделал для просвещения русского народа и был канонизирован православной церковью.

Нестеров обратился к образу святого в связи с трагедией, которая произошла в самом начале его творческого пути. Внезапная смерть горячо любимой жены выбила у художника почву под ногами: охваченный горем, желая обрести потерянный смысл жизни, он искал новую тему для творчества. Героем, вернувшим вдохновение мастеру, стал Сергий Радонежский. Впервые обратившись к образу святого в 1886 году, художник впоследствии написал целую серию работ, состоящую из пятнадцати масштабных полотен.

Произведения цикла, посвящённого Сергию Радонежскому, свидетельствовали о принципиальном отходе художника от социальных принципов передвижников, что сильно повлияло на его дальнейший творческий путь. Целью Нестерова становится изображение духовности русского народа, поисков человеком идеалов нравственности и обретение Бога. В образе Сергия Радонежского мастер нашел образец чистой и высокодуховной жизни.

Работа над картиной «Видение отроку Варфоломею» началась в 1889 году. В основу сюжета легло житие святого Сергия Радонежского (в миру — Варфоломея), составленное его учеником Епифанием. Когда мальчику исполнилось семь лет, родители отдали его в школу, но учеба шла плохо, грамота ему никак не давалась. Все изменила встреча в лесу со старцем, который в ответ на просьбу Варфоломея научиться чтению дал тому просфору, после чего отрок чудесным образом обрел способность к обучению.

Но Нестерова волнует не столько сам сюжет, сколько восприятие юным крестьянином ситуации. Сама поза отрока, его молитвенный наклон в ожидании чуда перекликается с картиной реалистичного русского пейзажа. Картина проникнута тем состоянием гармонии человека и природы, которое затем получило название «нестеровского лиризма». Художник был первым среди русских живописцев, кому удалось объединить в своем произведении идеалы нравственности, любовь к родине и высокие религиозные чувства.

В экспозиции музея представлен незаконченный вариант картины, в нем написана только верхняя часть. Художник продолжал свой труд в доме родителей в Уфе и случайно испортил холст, поэтому ему пришлось начинать работу заново. Именно второй, уже законченный вариант затем был представлен на выставках, где его приобрел Павел Михайлович Третьяков для своей галереи. Незавершенное полотно осталось в Уфе и впоследствии стало собственностью Башкирского музея.
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Видение отроку Варфоломею

Время создания
1889 год
Размер
160x213 см
Техника
холст, масло, уголь
12
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Нестеров М.В. Коллекция работ

Капри. Весна
Капри. Весна
Музей-квартира Голованова Н.С.
На пути в Эммаус
На пути в Эммаус
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Портрет Е.П. Нестеровой
Портрет Е.П. Нестеровой
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Отцы пустынники и жены непорочны
Отцы пустынники и жены непорочны
Музей-квартира Голованова Н.С.
Портрет Е.П. Разумовой
Портрет Е.П. Разумовой
Радищевский музей
Заря вечерняя
Заря вечерняя
Сахалинский областной художественный музей
За Волгой
За Волгой
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
За приворотным зельем
За приворотным зельем
Радищевский музей
Старец. Раб Божий Авраамий
Старец. Раб Божий Авраамий
Самарский областной художественный музей
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Голова молящегося юноши
Голова молящегося юноши
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Святая Варвара
Святая Варвара
Музей-квартира Голованова Н.С.
Портрет старика
Портрет старика
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Ранняя весна
Ранняя весна
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Путник
Путник
Тверская областная картинная галерея
Александр Невский
Александр Невский
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Два лада
Два лада
Приморская картинная галерея
Воскресение Христа
Воскресение Христа
Тульский музей изобразительных искусств
Этюд к портрету М.К. Заньковецкой
Этюд к портрету М.К. Заньковецкой
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Христова невеста
Христова невеста
Приморская картинная галерея
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%