Предлагаемые вашему вниманию этюды «Ранняя весна» и «Голова царевны» служат яркими иллюстрациями проявлений нестеровского лиризма в изображении союза человека и природы, к которым особенно охотно художник прибегает в кризисный для него период, продолжавшийся с 1905 по 1907 год.
Как вспомогательный материал для картины «Два лада» Михаил Нестеров написал в 1905 году три этюда, основная тема которых — непреходящая гармония мира природы и всех живых существ в ней. Еще один любимый художником мотив в сложные для творчества годы — сказочный, который он трактует как символ радости и неувядающей взаимной любви.
Лирическую картину «Два лада» Михаил Нестеров начал зимой 1894 года в Уфе, о чем сообщил в письме своему другу Аполлинарию Васнецову. Он писал о сильных морозах, ниже 20 градусов, о том, что с удовольствием катается на лыжах и что наконец начал работать над созданием первых эскизов к «пейзажу с двумя фигурами».
Написав три этюда, Михаил Нестеров продолжил работу над другими полотнами, а «Два лада» отложил. Вернулся художник к картине только через 11 лет, после длительного путешествия по Волге летом 1905 года. В центре внимания живописца были два полотна — «За Волгой», которую называют одним из главных произведений женского цикла, и «Два лада». Картина «За Волгой» сегодня находится в экспозиции Астраханской государственной картинной галереи имени Павла Михайловича Догадина.
Обе картины о любви, но эмоционально разные: «За Волгой» драматична, а «Два лада» дышит счастьем взаимной любви. Казалось бы, те же два персонажа, но атмосфера и впечатления совершенно разные. Герои полотна «Два лада» счастливы, их лица освещены не только взаимной любовью, но и светом будущего, пусть и со сказочными мотивами. Пробуждающаяся природа в этой картине символизирует и продолжение жизни, и весну молодой любви.
Над этюдом «Ранняя весна» Михаил Нестеров работал не менее тщательно и кропотливо, чем над этюдами князя и царевны. Ему удалось создать атмосферу гармонии природы и человека, их настроений и состояний. В результате каждый из трех этюдов можно рассматривать как самостоятельное произведение.
Этюд «Ранняя весна» ассоциируется со счастьем взаимной любви и продолжением жизни, он предопределяет поэтическое настроение и еще раз доказывает, что мотив весенней природы — один из любимых у художника.
Образ царевны написан Михаилом Нестеровым со второй жены — Екатерины Петровны. Этюд передает всю силу любви художника к той, что стала для него идеалом красоты, верности, готовности к самопожертвованию.
На склоне лет, оценивая свой жизненный путь, художник писал: «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы».
Как вспомогательный материал для картины «Два лада» Михаил Нестеров написал в 1905 году три этюда, основная тема которых — непреходящая гармония мира природы и всех живых существ в ней. Еще один любимый художником мотив в сложные для творчества годы — сказочный, который он трактует как символ радости и неувядающей взаимной любви.
Лирическую картину «Два лада» Михаил Нестеров начал зимой 1894 года в Уфе, о чем сообщил в письме своему другу Аполлинарию Васнецову. Он писал о сильных морозах, ниже 20 градусов, о том, что с удовольствием катается на лыжах и что наконец начал работать над созданием первых эскизов к «пейзажу с двумя фигурами».
Написав три этюда, Михаил Нестеров продолжил работу над другими полотнами, а «Два лада» отложил. Вернулся художник к картине только через 11 лет, после длительного путешествия по Волге летом 1905 года. В центре внимания живописца были два полотна — «За Волгой», которую называют одним из главных произведений женского цикла, и «Два лада». Картина «За Волгой» сегодня находится в экспозиции Астраханской государственной картинной галереи имени Павла Михайловича Догадина.
Обе картины о любви, но эмоционально разные: «За Волгой» драматична, а «Два лада» дышит счастьем взаимной любви. Казалось бы, те же два персонажа, но атмосфера и впечатления совершенно разные. Герои полотна «Два лада» счастливы, их лица освещены не только взаимной любовью, но и светом будущего, пусть и со сказочными мотивами. Пробуждающаяся природа в этой картине символизирует и продолжение жизни, и весну молодой любви.
Над этюдом «Ранняя весна» Михаил Нестеров работал не менее тщательно и кропотливо, чем над этюдами князя и царевны. Ему удалось создать атмосферу гармонии природы и человека, их настроений и состояний. В результате каждый из трех этюдов можно рассматривать как самостоятельное произведение.
Этюд «Ранняя весна» ассоциируется со счастьем взаимной любви и продолжением жизни, он предопределяет поэтическое настроение и еще раз доказывает, что мотив весенней природы — один из любимых у художника.
Образ царевны написан Михаилом Нестеровым со второй жены — Екатерины Петровны. Этюд передает всю силу любви художника к той, что стала для него идеалом красоты, верности, готовности к самопожертвованию.
На склоне лет, оценивая свой жизненный путь, художник писал: «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы».