Образ Сергия Радонежского стал ключевым в творчестве Михаила Нестерова. Толчком для художника послужили празднества, посвященные 500-летию со дня кончины основателя Троице-Сергиевой лавры, которые проходили в России в 1892 году. Нестеров почитал святого с детства, а юбилейная дата положила начало серии из пятнадцати больших полотен, повествующих о жизни и служении преподобного Сергия. Среди них особое место занимает картина «Видение отроку Варфоломею», которую художник считал лучшей среди своих произведений.
Это произведение получило высокую оценку критиков и вызвала бурный восторг у поклонников творчества мастера. Вдохновленный успехом, он продолжил труд над «Сергиевским циклом». Одним из масштабных полотен стала картина «Юность преподобного Сергия Радонежского», к которой художник написал множество вспомогательных материалов.
Работа началась в 1891 году, художник в это время жил в селе Ахтырка Московской области. Он неоднократно менял композицию, писал пейзажи, делал зарисовки фигур. Целый месяц ушел на этюды с изображениями зверей, для этого Нестеров регулярно посещал зоологический сад. К концу лета мастер собрал достаточно материалов, чтобы приступить к работе над полотном, но сам еще не представлял, как будет выглядеть лицо святого.
Художник находился в постоянных поисках, заставляя позировать для этюдов друзей и знакомых. Одно время он планировал написать лицо Сергия со своего приятеля Аполлинария Васнецова, который выглядел очень молодо, несмотря на свой довольно солидный возраст. Но оценив результаты своей работы, Нестеров отказался от этой идеи.
Модель для этюда «Голова молящегося юноши» была найдена случайно. Художник на время отложил труд над картиной и уехал в Киев, где занимался росписью Владимирского собора. Ему нужна была натурщица для образа одного из святых, и местная художественная школа прислала одну из учениц, с которой и был написан этюд.
По воспоминаниям самого Нестерова, зарисовка была сделана прямо на открытом воздухе, а фоном послужил обычный забор. Финальный вариант, вошедший в картину, значительно видоизменился, и в одухотворенном юноше трудно увидеть женские черты, но лицо, огромные глаза и переданное художником выражение молитвенного восторга остались такими же.
В общей сложности работе над картиной «Юность преподобного Сергия Радонежского» художник отдал шесть лет, но картина была прохладно встречена критиками. Многим не понравилось состояние религиозно-молитвенной экзальтации, в котором пребывал герой картины. Эта новая и не лучшая для Нестерова черта стала отличительной особенностью его творчества второй половины 1890-х годов. Возможно, ее источником стало внутреннее противоречие художника между прежней конкретностью видения и желанием изобразить некую возвышенную идею духовной жизни святого в форме религиозного самоотречения.
Это произведение получило высокую оценку критиков и вызвала бурный восторг у поклонников творчества мастера. Вдохновленный успехом, он продолжил труд над «Сергиевским циклом». Одним из масштабных полотен стала картина «Юность преподобного Сергия Радонежского», к которой художник написал множество вспомогательных материалов.
Работа началась в 1891 году, художник в это время жил в селе Ахтырка Московской области. Он неоднократно менял композицию, писал пейзажи, делал зарисовки фигур. Целый месяц ушел на этюды с изображениями зверей, для этого Нестеров регулярно посещал зоологический сад. К концу лета мастер собрал достаточно материалов, чтобы приступить к работе над полотном, но сам еще не представлял, как будет выглядеть лицо святого.
Художник находился в постоянных поисках, заставляя позировать для этюдов друзей и знакомых. Одно время он планировал написать лицо Сергия со своего приятеля Аполлинария Васнецова, который выглядел очень молодо, несмотря на свой довольно солидный возраст. Но оценив результаты своей работы, Нестеров отказался от этой идеи.
Модель для этюда «Голова молящегося юноши» была найдена случайно. Художник на время отложил труд над картиной и уехал в Киев, где занимался росписью Владимирского собора. Ему нужна была натурщица для образа одного из святых, и местная художественная школа прислала одну из учениц, с которой и был написан этюд.
По воспоминаниям самого Нестерова, зарисовка была сделана прямо на открытом воздухе, а фоном послужил обычный забор. Финальный вариант, вошедший в картину, значительно видоизменился, и в одухотворенном юноше трудно увидеть женские черты, но лицо, огромные глаза и переданное художником выражение молитвенного восторга остались такими же.
В общей сложности работе над картиной «Юность преподобного Сергия Радонежского» художник отдал шесть лет, но картина была прохладно встречена критиками. Многим не понравилось состояние религиозно-молитвенной экзальтации, в котором пребывал герой картины. Эта новая и не лучшая для Нестерова черта стала отличительной особенностью его творчества второй половины 1890-х годов. Возможно, ее источником стало внутреннее противоречие художника между прежней конкретностью видения и желанием изобразить некую возвышенную идею духовной жизни святого в форме религиозного самоотречения.