Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «М.В. Нестеров и русское искусство XIX — XX века»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Голова молящегося юноши

Время создания
1891 год
Размер
44,4x36,7 см
44.4×36,7 см
Техника
холст на картоне, масло
6
Открыть в приложении
#1
Нестеров М.В.
Голова молящегося юноши
#2
Образ Сергия Радонежского стал ключевым в творчестве Михаила Нестерова. Толчком для художника послужили празднества, посвященные 500-летию со дня кончины основателя Троице-Сергиевой лавры, которые проходили в России в 1892 году. Нестеров почитал святого с детства, а юбилейная дата положила начало серии из пятнадцати больших полотен, повествующих о жизни и служении преподобного Сергия. Среди них особое место занимает картина «Видение отроку Варфоломею», которую художник считал лучшей среди своих произведений. 

Это произведение получило высокую оценку критиков и вызвала бурный восторг у поклонников творчества мастера. Вдохновленный успехом, он продолжил труд над «Сергиевским циклом». Одним из масштабных полотен стала картина «Юность преподобного Сергия Радонежского», к которой художник написал множество вспомогательных материалов. 

Работа началась в 1891 году, художник в это время жил в селе Ахтырка Московской области. Он неоднократно менял композицию, писал пейзажи, делал зарисовки фигур. Целый месяц ушел на этюды с изображениями зверей, для этого Нестеров регулярно посещал зоологический сад. К концу лета мастер собрал достаточно материалов, чтобы приступить к работе над полотном, но сам еще не представлял, как будет выглядеть лицо святого. 

Художник находился в постоянных поисках, заставляя позировать для этюдов друзей и знакомых. Одно время он планировал написать лицо Сергия со своего приятеля Аполлинария Васнецова, который выглядел очень молодо, несмотря на свой довольно солидный возраст. Но оценив результаты своей работы, Нестеров отказался от этой идеи. 

Модель для этюда «Голова молящегося юноши» была найдена случайно. Художник на время отложил труд над картиной и уехал в Киев, где занимался росписью Владимирского собора. Ему нужна была натурщица для образа одного из святых, и местная художественная школа прислала одну из учениц, с которой и был написан этюд.

По воспоминаниям самого Нестерова, зарисовка была сделана прямо на открытом воздухе, а фоном послужил обычный забор. Финальный вариант, вошедший в картину, значительно видоизменился, и в одухотворенном юноше трудно увидеть женские черты, но лицо, огромные глаза и переданное художником выражение молитвенного восторга остались такими же. 

В общей сложности работе над картиной «Юность преподобного Сергия Радонежского» художник отдал шесть лет, но картина была прохладно встречена критиками. Многим не понравилось состояние религиозно-молитвенной экзальтации, в котором пребывал герой картины. Эта новая и не лучшая для Нестерова черта стала отличительной особенностью его творчества второй половины 1890-х годов. Возможно, ее источником стало внутреннее противоречие художника между прежней конкретностью видения и желанием изобразить некую возвышенную идею духовной жизни святого в форме религиозного самоотречения.
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Голова молящегося юноши

Время создания
1891 год
Размер
44,4x36,7 см
44.4×36,7 см
Техника
холст на картоне, масло
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Нестеров М.В. Коллекция работ

Старец. Раб Божий Авраамий
Старец. Раб Божий Авраамий
Самарский областной художественный музей
Воскресение Христа
Воскресение Христа
Тульский музей изобразительных искусств
Заря вечерняя
Заря вечерняя
Сахалинский областной художественный музей
За Волгой
За Волгой
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
За приворотным зельем
За приворотным зельем
Радищевский музей
На пути в Эммаус
На пути в Эммаус
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Портрет Е.П. Нестеровой
Портрет Е.П. Нестеровой
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Знакомство царя с Марией Милославской
Знакомство царя с Марией Милославской
Кяхтинский краеведческий музей имени академика В.А. Обручева
Христова невеста
Христова невеста
Приморская картинная галерея
Святая Варвара
Святая Варвара
Музей-квартира Голованова Н.С.
Ангел печали
Ангел печали
Музей-квартира Голованова Н.С.
Зимой в скиту
Зимой в скиту
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Капри. Весна
Капри. Весна
Музей-квартира Голованова Н.С.
Портрет Е.П. Разумовой
Портрет Е.П. Разумовой
Радищевский музей
Князь Александр Невский
Князь Александр Невский
Государственный музей истории религии
Два лада
Два лада
Приморская картинная галерея
Ранняя весна
Ранняя весна
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Отцы пустынники и жены непорочны
Отцы пустынники и жены непорочны
Музей-квартира Голованова Н.С.
Портрет А.М. Горького
Портрет А.М. Горького
Нижегородский художественный музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%