Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «М.В. Нестеров и русское искусство XIX — XX века»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Александр Невский

Время создания
1899–1904 годы
Размер
102,5x52,5 см
Техника
бумага, карандаш цветной
11
Открыть в приложении
#2
В 1877 году Михаил Васильевич Нестеров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где окончательно оформился как художник. Затем была учеба в Петербургской академии художеств, еще несколько школ искусств, а одновременно с этим — неустанная работа и многочисленные выставки, сделавшие Нестерова известным в российской художественной среде. 
 
Но истинную славу художнику принесло полотно «Видение отроку Варфоломею», созданное по эпизоду из жития Преподобного Сергия Радонежского, которое он сам считал вершиной своего творчества. Эта картина стала не только одной из наиболее выдающихся работ мастера, но и сыграла значительную роль в его дальнейшей судьбе. «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, в то время заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Картина так его поразила своей глубиной и значительностью, что профессор немедленно пригласил Нестерова в собор. 
 
Вслед за этим последовала работа в других храмах, среди которых — дворцовая церковь Александра Невского в Абастумани в Грузии, где Нестеров трудился над фресками по приглашению младшего брата императора Николая II Георгия. 

Работа заняла целых пять лет и продолжалась с 1899 по 1904 год. В экспозиции музея этот период представлен рядом этюдов и набросков, среди них особое место занимает эскиз «Александр Невский», который Михаил Нестеров сделал в Абастумани. Рисунок выполнен цветными карандашами и существенно отличается от окончательного изображения Александра на стене церкви. Если посетители храма видят князя, обращенным вполоборота вправо, осеняющего себя крестным знамением и касающегося пальцами большого креста на груди, то на эскизе фигура святого обращена влево, в правой руке он держит свечу перед иконой, а левой сжимает меч.

Но вряд ли это изображение соответствует действительности. Во-первых, христианство Александр принял лишь незадолго до смерти, а во-вторых, он не был левшой, так что меч он держал в правой руке. Несмотря на эти явные неточности, художник мастерски передал и духовную красоту одного из наиболее почитаемых на Руси православных святых, и его чистоту, и внутренний драматизм, присущий личности Александра. 

На этом изображении князь предстает не в качестве хрестоматийного иконописного образа, а вполне живым человеком, хоть и сам эскиз, а за ним и соответствующий фрагмент настенной росписи церкви созданы по церковным канонам. Неслучайно изображение Александра, как и другая, наиболее известная, картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею», у ряда служителей церкви вызвали и продолжают вызывать неоднозначную реакцию.
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Александр Невский

Время создания
1899–1904 годы
Размер
102,5x52,5 см
Техника
бумага, карандаш цветной
11
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Нестеров М.В. Коллекция работ

Христова невеста
Христова невеста
Приморская картинная галерея
Отцы пустынники и жены непорочны
Отцы пустынники и жены непорочны
Музей-квартира Голованова Н.С.
Портрет Е.П. Разумовой
Портрет Е.П. Разумовой
Радищевский музей
Этюд к портрету М.К. Заньковецкой
Этюд к портрету М.К. Заньковецкой
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Видение отроку Варфоломею
Видение отроку Варфоломею
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Ангел печали
Ангел печали
Музей-квартира Голованова Н.С.
На пути в Эммаус
На пути в Эммаус
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Юность Сергия
Юность Сергия
Самарский областной художественный музей
За приворотным зельем
За приворотным зельем
Радищевский музей
Два лада
Два лада
Приморская картинная галерея
Святая Варвара
Святая Варвара
Музей-квартира Голованова Н.С.
Заря вечерняя
Заря вечерняя
Сахалинский областной художественный музей
Ранняя весна
Ранняя весна
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Воскресение Христа
Воскресение Христа
Тульский музей изобразительных искусств
Зимой в скиту
Зимой в скиту
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Знакомство царя с Марией Милославской
Знакомство царя с Марией Милославской
Кяхтинский краеведческий музей имени академика В.А. Обручева
Портрет старика
Портрет старика
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Голова молящегося юноши
Голова молящегося юноши
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Портрет Е.П. Нестеровой
Портрет Е.П. Нестеровой
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Капри. Весна
Капри. Весна
Музей-квартира Голованова Н.С.
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%