В 1877 году Михаил Васильевич Нестеров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где окончательно оформился как художник. Затем была учеба в Петербургской академии художеств, еще несколько школ искусств, а одновременно с этим — неустанная работа и многочисленные выставки, сделавшие Нестерова известным в российской художественной среде.
Но истинную славу художнику принесло полотно «Видение отроку Варфоломею», созданное по эпизоду из жития Преподобного Сергия Радонежского, которое он сам считал вершиной своего творчества. Эта картина стала не только одной из наиболее выдающихся работ мастера, но и сыграла значительную роль в его дальнейшей судьбе. «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, в то время заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Картина так его поразила своей глубиной и значительностью, что профессор немедленно пригласил Нестерова в собор.
Вслед за этим последовала работа в других храмах, среди которых — дворцовая церковь Александра Невского в Абастумани в Грузии, где Нестеров трудился над фресками по приглашению младшего брата императора Николая II Георгия.
Работа заняла целых пять лет и продолжалась с 1899 по 1904 год. В экспозиции музея этот период представлен рядом этюдов и набросков, среди них особое место занимает эскиз «Александр Невский», который Михаил Нестеров сделал в Абастумани. Рисунок выполнен цветными карандашами и существенно отличается от окончательного изображения Александра на стене церкви. Если посетители храма видят князя, обращенным вполоборота вправо, осеняющего себя крестным знамением и касающегося пальцами большого креста на груди, то на эскизе фигура святого обращена влево, в правой руке он держит свечу перед иконой, а левой сжимает меч.
Но вряд ли это изображение соответствует действительности. Во-первых, христианство Александр принял лишь незадолго до смерти, а во-вторых, он не был левшой, так что меч он держал в правой руке. Несмотря на эти явные неточности, художник мастерски передал и духовную красоту одного из наиболее почитаемых на Руси православных святых, и его чистоту, и внутренний драматизм, присущий личности Александра.
На этом изображении князь предстает не в качестве хрестоматийного иконописного образа, а вполне живым человеком, хоть и сам эскиз, а за ним и соответствующий фрагмент настенной росписи церкви созданы по церковным канонам. Неслучайно изображение Александра, как и другая, наиболее известная, картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею», у ряда служителей церкви вызвали и продолжают вызывать неоднозначную реакцию.
Но истинную славу художнику принесло полотно «Видение отроку Варфоломею», созданное по эпизоду из жития Преподобного Сергия Радонежского, которое он сам считал вершиной своего творчества. Эта картина стала не только одной из наиболее выдающихся работ мастера, но и сыграла значительную роль в его дальнейшей судьбе. «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, в то время заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Картина так его поразила своей глубиной и значительностью, что профессор немедленно пригласил Нестерова в собор.
Вслед за этим последовала работа в других храмах, среди которых — дворцовая церковь Александра Невского в Абастумани в Грузии, где Нестеров трудился над фресками по приглашению младшего брата императора Николая II Георгия.
Работа заняла целых пять лет и продолжалась с 1899 по 1904 год. В экспозиции музея этот период представлен рядом этюдов и набросков, среди них особое место занимает эскиз «Александр Невский», который Михаил Нестеров сделал в Абастумани. Рисунок выполнен цветными карандашами и существенно отличается от окончательного изображения Александра на стене церкви. Если посетители храма видят князя, обращенным вполоборота вправо, осеняющего себя крестным знамением и касающегося пальцами большого креста на груди, то на эскизе фигура святого обращена влево, в правой руке он держит свечу перед иконой, а левой сжимает меч.
Но вряд ли это изображение соответствует действительности. Во-первых, христианство Александр принял лишь незадолго до смерти, а во-вторых, он не был левшой, так что меч он держал в правой руке. Несмотря на эти явные неточности, художник мастерски передал и духовную красоту одного из наиболее почитаемых на Руси православных святых, и его чистоту, и внутренний драматизм, присущий личности Александра.
На этом изображении князь предстает не в качестве хрестоматийного иконописного образа, а вполне живым человеком, хоть и сам эскиз, а за ним и соответствующий фрагмент настенной росписи церкви созданы по церковным канонам. Неслучайно изображение Александра, как и другая, наиболее известная, картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею», у ряда служителей церкви вызвали и продолжают вызывать неоднозначную реакцию.