До революции Михаил Нестеров писал картины на религиозные и исторические сюжеты, стал известен как мастер пейзажа. Художник создал свой уникальный стиль, который искусствоведы так и назвали — «нестеровский». Полотно Нестерова «Видение отроку Варфоломею» Павел Третьяков купил еще до того, как оно попало на выставку передвижников. А в советское время Нестеров был известен благодаря работам портретного жанра. За них художник получил одну из первых Сталинских премий в области искусства.
Персона
Нестеров Михаил Васильевич
Годы жизни: 1862–1942
#1
нестеров.jpg
М.В. Нестеров
Михаил Нестеров. Автопортрет. 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
#2
#3
Детство Михаила Нестерова
#4
Михаил Нестеров родился 31 мая 1862 года в Уфе, в купеческой семье. Его отец Василий Нестеров торговал галантереей. Мать будущего художника, Мария Нестерова, происходила из старинного купеческого рода Ростовцевых. В их семье был еще один ребенок — дочь Александра. Родители Нестерова были образованными людьми, любили читать, выписывали новинки литературы.
Рисовать Михаил Нестеров начал, еще когда учился в Уфимской гимназии. Сначала родители хотели, чтобы он продолжил семейное дело. Когда Нестерову исполнилось 12 лет, его отправили в реальное училище Константина Воскресенского в Москву. Там будущий художник занимался два года. У него были плохие отметки по точным наукам, зато в свободное время Нестеров много рисовал. Воскресенский предложил ему поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Родители поддержали будущего художника, и в 1877 году Нестерова приняли в это учебное заведение. Его педагогами были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов.
Рисовать Михаил Нестеров начал, еще когда учился в Уфимской гимназии. Сначала родители хотели, чтобы он продолжил семейное дело. Когда Нестерову исполнилось 12 лет, его отправили в реальное училище Константина Воскресенского в Москву. Там будущий художник занимался два года. У него были плохие отметки по точным наукам, зато в свободное время Нестеров много рисовал. Воскресенский предложил ему поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Родители поддержали будущего художника, и в 1877 году Нестерова приняли в это учебное заведение. Его педагогами были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов.
#7
«Перов остановился против картины, все сгрудились вокруг него, я спрятался за товарищей. Внимательно осмотрев картину своим „ястребиным“ взглядом, он спросил: „Чья?“ Ему ответили: „Нестерова“. Я замер. Перов быстро обернулся назад, найдя меня взором, громко и неожиданно бросил: „Каков-с!“ — пошел дальше. Что я перечувствовал, пережил в эту минуту! Надо было иметь 17 лет, мою впечатлительность, чтобы в этом „каков-с“ увидеть свою судьбу, нечто провиденциальное… Я почувствовал себя счастливейшим из людей»
Михаил Нестеров об учебе в Московском училище живописи, ваяния и зодчества
#8
С первых курсов Нестеров участвовал в ученических выставках. В училище он писал в основном натюрморты, пейзажи, бытовые сценки. Среди его первых работ — «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе».
В училище Нестеров провел три года. В 1881 году он уехал в Петербург и поступил в Академию художеств на курс Павла Чистякова. Однако там начинающий художник проучился всего год. Уже в 1882-м он вновь вернулся в Москву, где занимался под руководством Алексея Саврасова и Владимира Маковского.
В 1880-х Нестеров начал писать картины на исторические сюжеты. Чаще всего он изображал сцены из допетровских времен. За работу «Призвание М.Ф. Романова на царство» Нестеров получил звание свободного художника, а за картину «До государя челобитчики» — звание классного художника и Большую серебряную медаль.
В училище Нестеров провел три года. В 1881 году он уехал в Петербург и поступил в Академию художеств на курс Павла Чистякова. Однако там начинающий художник проучился всего год. Уже в 1882-м он вновь вернулся в Москву, где занимался под руководством Алексея Саврасова и Владимира Маковского.
В 1880-х Нестеров начал писать картины на исторические сюжеты. Чаще всего он изображал сцены из допетровских времен. За работу «Призвание М.Ф. Романова на царство» Нестеров получил звание свободного художника, а за картину «До государя челобитчики» — звание классного художника и Большую серебряную медаль.
#5
«Любовь и потеря сделали меня художником»
#6
Одной из самых известных ранних работ Михаила Нестерова стала картина «Христова невеста». Всего художник создал три версии этого полотна. Первую «Христову невесту» он написал в 1886 году. Тогда, спустя год после свадьбы, во время родов скончалась его жена, Мария Мартыновская. Героиня картины внешне напоминала ее. В дальнейшем Нестеров не раз писал героинь полотен со своей покойной супруги. Так в творчестве художника появился особенный женский образ, который современники прозвали «нестеровской девушкой».
#9
«Можно всячески относиться и к искусству, и к личности Нестерова, но в одном нельзя отказать ему — в полной „независимости“, в „уменье быть самим собою“. На всем, к чему он ни прикасался творчески: картина, фреска, пейзаж, портрет, — на всем лежит печать „нестеровского“. Можно не любить этот пейзаж, можно отрицать этот тип русской женщины, но достаточно сказать: это „нестеровский пейзаж“, это „нестеровская девушка“, как всем станет ясно, о чем, о каком явлении русской природы и жизни идет речь»
Сергей Дурылин, литературовед, педагог. «Нестеров в жизни и творчестве»
#10
В полотне «Христова невеста» появился и «нестеровский пейзаж». Художник изобразил русскую природу без использования ярких оттенков. Пейзаж в работах Нестерова обычно созвучен настроению героев.
В 1889 году Нестеров написал картину «Пустынник». На ней он изобразил пожилого монаха на берегу озера. Меценат Павел Третьяков купил эту работу для своей галереи еще до того, как ее показали на XVII Передвижной выставке. Нестеров вспоминал:«Мой отец давно объявил мне полусерьезно, что все мои медали и звания не убедят его в том, что я „готовый художник“, пока моей картины не будет в галерее». После «Пустынника» о Михаиле Нестерове заговорили как об одном из самых значимых живописцев того времени. Александр Бенуа писал:«Нестеров, измученный жизнью, — очень сложная, мучительно сложная натура — как будто высказал в этой картине свою собственную душевную борьбу».
В 1889 году Нестеров написал картину «Пустынник». На ней он изобразил пожилого монаха на берегу озера. Меценат Павел Третьяков купил эту работу для своей галереи еще до того, как ее показали на XVII Передвижной выставке. Нестеров вспоминал:«Мой отец давно объявил мне полусерьезно, что все мои медали и звания не убедят его в том, что я „готовый художник“, пока моей картины не будет в галерее». После «Пустынника» о Михаиле Нестерове заговорили как об одном из самых значимых живописцев того времени. Александр Бенуа писал:«Нестеров, измученный жизнью, — очень сложная, мучительно сложная натура — как будто высказал в этой картине свою собственную душевную борьбу».
#11
«Отрок Варфоломей» и «Святая Русь»
#12
На деньги, выплаченные Третьяковым за картину «Пустынник», Нестеров отправился в свою первую заграничную поездку. Он посетил Австрию, Италию, Францию, Германию, изучил работы старых мастеров, создал множество набросков и эскизов. Во время этой поездки художник решил написать портрет Сергия Радонежского. Этого святого Нестеров почитал с детства. В воспоминаниях он писал, что Сергий Радонежский пользовался в семье его родителей«особой любовью и почитанием». В путешествии художник создал несколько эскизов для будущей картины «Видение отроку Варфоломею».
Закончил полотно Нестеров уже в России, в Уфе. Сюжет для него художник взял из «Жития преподобного Сергия»:«Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву».
Нестеров впервые показал эту картину публике на Передвижной выставке 1890 года. Работа получила самые разные отзывы: передвижники упрекали ее в пренебрежении реализмом и излишнем мистицизме, сторонники модерна писали о ее утонченности. Сам Нестеров всегда считал «Видение» своей лучшей работой:«Жить буду не я. Жить будет „Отрок Варфоломей“. Вот если через 30, через 50 лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я». Позднее художник создал целый цикл картин, посвященных житию Сергия Радонежского.
Картина «Видение отроку Варфоломею» стала так популярна, что Нестерова пригласили в Киев — расписать там Владимирский собор. Всего же художник посвятил церковным росписям более 20 лет своей жизни. Он создавал фрески для храмов в грузинском селении Абастумани, в Москве и на Соловках.
В то же время Нестеров продолжал писать картины на религиозные сюжеты. В 1900-х годах он отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом море. Быт монахов, природу Русского Севера он изобразил на своих картинах «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Соловки». А в 1902 году Нестеров закончил полотно «Святая Русь», на котором изобразил Христа в окружении нищих странников.
Закончил полотно Нестеров уже в России, в Уфе. Сюжет для него художник взял из «Жития преподобного Сергия»:«Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву».
Нестеров впервые показал эту картину публике на Передвижной выставке 1890 года. Работа получила самые разные отзывы: передвижники упрекали ее в пренебрежении реализмом и излишнем мистицизме, сторонники модерна писали о ее утонченности. Сам Нестеров всегда считал «Видение» своей лучшей работой:«Жить буду не я. Жить будет „Отрок Варфоломей“. Вот если через 30, через 50 лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я». Позднее художник создал целый цикл картин, посвященных житию Сергия Радонежского.
Картина «Видение отроку Варфоломею» стала так популярна, что Нестерова пригласили в Киев — расписать там Владимирский собор. Всего же художник посвятил церковным росписям более 20 лет своей жизни. Он создавал фрески для храмов в грузинском селении Абастумани, в Москве и на Соловках.
В то же время Нестеров продолжал писать картины на религиозные сюжеты. В 1900-х годах он отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом море. Быт монахов, природу Русского Севера он изобразил на своих картинах «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Соловки». А в 1902 году Нестеров закончил полотно «Святая Русь», на котором изобразил Христа в окружении нищих странников.
#13
Портретная галерея Нестерова
#14
В 1900-х еще одной важной темой в творчестве Михаила Нестерова стали портреты. Первые работы в этом жанре художник создал в 1906 году. Он изобразил свою вторую жену, Екатерину Васильеву, и дочь Ольгу. А затем Нестеров начал писать портреты других родственников и своих друзей. Сергей Дурылин писал:«Нестеров смолоду и до старости был убежден, что ядро внутренней действительности — в портрете ли, в картине ли — всегда заключено в лице человеческом: из огня или пламени глаз, из теплой улыбки или смеха уст идет электрический ток действенности, приводящий в действие всю фигуру и все соприкасающееся с ней на картине».
Особенно много портретов Нестеров создал после революции 1917 года. В это время правительство запретило создавать картины на религиозные темы, которые так любил живописец. Поэтому Нестеров начал писать своих современников: ученого Алексея Северцова и художника Виктора Васнецова, писателей Максима Горького и Льва Толстого, хирурга Сергея Юдина и народной артистки Ксении Держинской.
Нестеров никогда не брал заказы и писал только тех людей, к которым хорошо относился. Он вспоминал:«И в портретах моих, написанных в последние годы, меня влекли к себе те люди, благородная жизнь которых была отражением мыслей, чувств, деяний их…».
В последние годы жизни Михаил Нестеров серьезно болел. В 1938 году художника арестовали. Две недели он провел в Бутырской тюрьме в Москве. Его зятя, юриста Виктора Шретера, обвинили в шпионаже и расстреляли, а дочь, Ольгу Нестерову, сослали в лагерь в Казахстане.
В 1940-х Нестеров написал книгу воспоминаний «Давние дни». В ней художник рассказал о своем творчестве, общении с Иваном Крамским, Алексеем Саврасовым, Павлом Третьяковым, братьями Коровиными и многими другими художниками, меценатами, артистами.
В то же время Нестеров не оставлял творчества. В 1941 году за портрет физиолога Ивана Павлова художнику присудили Сталинскую премию, одну из первых в области искусства. А свою последнюю картину — пейзаж «Осень в деревне» — он закончил за несколько месяцев до смерти.
Умер Михаил Нестеров в Боткинской больнице в Москве 18 октября 1942 года. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.
Особенно много портретов Нестеров создал после революции 1917 года. В это время правительство запретило создавать картины на религиозные темы, которые так любил живописец. Поэтому Нестеров начал писать своих современников: ученого Алексея Северцова и художника Виктора Васнецова, писателей Максима Горького и Льва Толстого, хирурга Сергея Юдина и народной артистки Ксении Держинской.
Нестеров никогда не брал заказы и писал только тех людей, к которым хорошо относился. Он вспоминал:«И в портретах моих, написанных в последние годы, меня влекли к себе те люди, благородная жизнь которых была отражением мыслей, чувств, деяний их…».
В последние годы жизни Михаил Нестеров серьезно болел. В 1938 году художника арестовали. Две недели он провел в Бутырской тюрьме в Москве. Его зятя, юриста Виктора Шретера, обвинили в шпионаже и расстреляли, а дочь, Ольгу Нестерову, сослали в лагерь в Казахстане.
В 1940-х Нестеров написал книгу воспоминаний «Давние дни». В ней художник рассказал о своем творчестве, общении с Иваном Крамским, Алексеем Саврасовым, Павлом Третьяковым, братьями Коровиными и многими другими художниками, меценатами, артистами.
В то же время Нестеров не оставлял творчества. В 1941 году за портрет физиолога Ивана Павлова художнику присудили Сталинскую премию, одну из первых в области искусства. А свою последнюю картину — пейзаж «Осень в деревне» — он закончил за несколько месяцев до смерти.
Умер Михаил Нестеров в Боткинской больнице в Москве 18 октября 1942 года. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.
читать дальшескрыть