Революция 1905 года и кризисный период в творчестве натолкнули Михаила Васильевича Нестерова на поиск нового пути в работе. Им стала портретная живопись. Позже, в 1907 году, художник сознается, что после росписи церкви в грузинском поселке Абастумани слишком проникся мистикой. Вернуться к жизни ему помогло погружение в работу над портретами.
«Портрет Е. П. Нестеровой» был написан в августе 1906 года на хуторе Княгинино, расположенном неподалеку от имения Сунки, принадлежавшего близкому другу семьи Нестеровых, княгине Наталье Яшвиль. Семья художника прожила в Княгинино с небольшими перерывами девять лет, которые Михаил Нестеров называл счастливыми и незабываемыми. Окрыленный любовью, живописец часто изображает на картинах свою молодую жену.
В одном из своих писем в Уфу Михаил Васильевич сообщает: «Начал большой этюд с Екатерины Петровны в китайском халате на воздухе». Тогда же, в 1906 году, работа над портретом была завершена. Картина сразу заняла особенное место в творчестве художника.
На момент написания портрета Михаил Васильевич и Екатерина Петровна жили вместе уже четыре года, но их чувства были по-прежнему свежи. Художник познакомился с будущей супругой в Киеве. Она была классной дамой института благородных девиц, где училась его дочь Ольга. Екатерина Петровна посетила мастерскую живописца, чтобы посмотреть его картину «Святая Русь». С первой встречи она покорила Михаила Нестерова скромностью и умом. Именно эти качества живописец считал главными для женщины.
В своем письме из Киева, датированном 3 мая 1902 года, Михаил Васильевич называет знакомство с Екатериной Петровной «большим и неожиданным событием». Он щедро делится с окружающими своими чувствами и восторгом. Свою возлюбленную описывает как изящную женщину выдающегося ума и красоты, при этом надежного и самоотверженного человека.
Портрет очаровывает пленительностью облика модели. Художник сумел передать эмоциональное состояние героини, полностью гармонирующее с природой. Молодая, красивая женщина в грациозной позе изображена на фоне пруда, внутренняя приподнятость ее настроения соответствует тишине, которая буквально ощущается в окружающем пейзаже.
В композиционном и цветовом решениях картины отчетливо видны нотки модерна: полуулыбка и кокетливая поза модели, преобладающий сиренево-синий цвет с красными и зелеными акцентами, гладь пруда со склонившимися к ней изящными ветвями. Все это вносит в обычный пленэрный сюжет элементы торжественности и мистики.
«Портрет Е. П. Нестеровой» был написан в августе 1906 года на хуторе Княгинино, расположенном неподалеку от имения Сунки, принадлежавшего близкому другу семьи Нестеровых, княгине Наталье Яшвиль. Семья художника прожила в Княгинино с небольшими перерывами девять лет, которые Михаил Нестеров называл счастливыми и незабываемыми. Окрыленный любовью, живописец часто изображает на картинах свою молодую жену.
В одном из своих писем в Уфу Михаил Васильевич сообщает: «Начал большой этюд с Екатерины Петровны в китайском халате на воздухе». Тогда же, в 1906 году, работа над портретом была завершена. Картина сразу заняла особенное место в творчестве художника.
На момент написания портрета Михаил Васильевич и Екатерина Петровна жили вместе уже четыре года, но их чувства были по-прежнему свежи. Художник познакомился с будущей супругой в Киеве. Она была классной дамой института благородных девиц, где училась его дочь Ольга. Екатерина Петровна посетила мастерскую живописца, чтобы посмотреть его картину «Святая Русь». С первой встречи она покорила Михаила Нестерова скромностью и умом. Именно эти качества живописец считал главными для женщины.
В своем письме из Киева, датированном 3 мая 1902 года, Михаил Васильевич называет знакомство с Екатериной Петровной «большим и неожиданным событием». Он щедро делится с окружающими своими чувствами и восторгом. Свою возлюбленную описывает как изящную женщину выдающегося ума и красоты, при этом надежного и самоотверженного человека.
Портрет очаровывает пленительностью облика модели. Художник сумел передать эмоциональное состояние героини, полностью гармонирующее с природой. Молодая, красивая женщина в грациозной позе изображена на фоне пруда, внутренняя приподнятость ее настроения соответствует тишине, которая буквально ощущается в окружающем пейзаже.
В композиционном и цветовом решениях картины отчетливо видны нотки модерна: полуулыбка и кокетливая поза модели, преобладающий сиренево-синий цвет с красными и зелеными акцентами, гладь пруда со склонившимися к ней изящными ветвями. Все это вносит в обычный пленэрный сюжет элементы торжественности и мистики.