Михаил Нестеров написал картину «Два лада» в 1905 году.
#1
Михаил Нестеров
Два лада
#10
#11
Ее сюжет навеян началом поэмы Алексея Толстого:
#12
Порой веселой мая
По лугу вертограда,
Среди цветов гуляя,
Сам-друг идут два лада
Он в мурмолке червленой,
каменьем корзно шито…
По лугу вертограда,
Среди цветов гуляя,
Сам-друг идут два лада
Он в мурмолке червленой,
каменьем корзно шито…
#3
У старославянского слова «лад» есть несколько толкований. Оно может значить «любимый» (ладо) и «любимая» (лада), муж и жена. Но «быть в ладу» означает ещё и «быть в гармонии», в согласии с чем-либо. Так, название «Два лада» говорит не только о самих героях картины, но и об их единстве с природой. В ладу находятся и линии композиции: очертания берега вторят очертаниям опушки леса на горизонте, и сам лес симметрично отражается в воде. Все части картины ритмично повторяются друг в друге.
Художник больше десяти лет шел к этому варианту композиции — первые наброски он сделал еще в 1894 году. Тогда он работал иконописцем, и очень радовался, что у него вышли «не образа, а эскизы к картине», «пейзаж с двумя фигурами». При этом, над видом весенней рощи художник трудился отдельно, почти как над самостоятельным полотном. Образ природы здесь получился нежным, одухотворенным, с хрупкими деревцами и с прозрачными водами лесного озера.
Художник больше десяти лет шел к этому варианту композиции — первые наброски он сделал еще в 1894 году. Тогда он работал иконописцем, и очень радовался, что у него вышли «не образа, а эскизы к картине», «пейзаж с двумя фигурами». При этом, над видом весенней рощи художник трудился отдельно, почти как над самостоятельным полотном. Образ природы здесь получился нежным, одухотворенным, с хрупкими деревцами и с прозрачными водами лесного озера.
В Художественном музее им. М.В. Нестерова сохранился этюд к картине:
#4
Михаил Нестеров. Ранняя весна. Этюд к картине «Два лада». 1905. © Художественный музей им. М.В. Нестерова
#5
#6
Творческий почерк
#7
Считается, что в своих картинах художник создал особый вид пейзажа, который даже прозвали «нестеровским». В «нестеровских пейзажах» русская природа с молодыми соснами и тонкими березами показана без насыщенных цветов, она как будто подсвечена мягким серебристым светом, очень лирична и тиха. Такие пейзажи отличают многие его зрелые работы.
Самой известной в творчестве Михаила Нестерова стала картина «Видение отроку Варфоломею», созданная около 1890-го года. Полотно получило множество разных отзывов: реалисты-передвижники упрекали его за недостаточное правдоподобие, а сторонники модерна, наоборот, восхищались его утонченностью.
Самой известной в творчестве Михаила Нестерова стала картина «Видение отроку Варфоломею», созданная около 1890-го года. Полотно получило множество разных отзывов: реалисты-передвижники упрекали его за недостаточное правдоподобие, а сторонники модерна, наоборот, восхищались его утонченностью.
#9
Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890. © Государственная Третьяковская галерея
#8
В целом творчество Нестерова отличается глубиной христианской веры, спокойной гармонией и легкой меланхолией — последняя проявилась в картинах после смерти жены в 1886 году. Исследователи часто относят его работы к стилю национального романтизма (одного из направлений модерна) за любовь к мистицизму, особую нереалистичную красоту пейзажей, и за обращение к древнерусским мотивам с идеализацией «былого».
читать дальшескрыть
Два лада
Время создания
1905
Размер
63x76,3 см
Техника
холст, масло
Коллекция
19
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться