Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История русского православия»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Князь Александр Невский

Время создания
1894–1895
Место создания
Россия
Размер
141,5x80 см
Техника
холст, масло
1
Открыть в приложении
#1
Картина Михаила Нестерова является эскизом мозаичного панно, находящегося в «северном киоте» (перед северной частью иконостаса) в церкви Воскресения Христова (Спас на Крови). Нестеров выполнил эскизы нескольких мозаик, украсивших внешние стены и интерьер знаменитого петербургского храма. Большинство из них отражали творческие искания художника на путях символизма и модерна. Рассматриваемая картина (и мозаика) ближе к неорусскому стилю, хотя развивает закрепившуюся с XVIII века традицию изображения великого князя не монахом-схимником, а воином и правителем. Александр Невский (1221–1263), принявший монашеский постриг непосредственно перед смертью, не был подвижником-аскетом или церковным иерархом. Но решал религиозные вопросы, связанные с внешней и внутренней политикой. В отношениях с монголами он продолжил линию старших князей (поколение его отцов), признавших верховенство ханов и отказавшихся от вооруженного противостояния из-за отсутствия ресурсов. 

С другой стороны, княжа в Новгороде и победив в приграничных сражениях шведов (1240) и рыцарей-ливонцев (1242), Александр Невский признал их относительно слабым противником. В этом контексте, учитывая также подготовку православно-католической унии в Византийской (Никейской) империи (1240-е — 1250-е), надо рассматривать отношения Римского престола и князя Александра. 

Два сохранившихся послания от папы Иннокентия IV (январь и сентябрь 1248 года) свидетельствуют о предварительном согласии князя перейти в католичество и признать верховную власть папы над Русской Церковью (очевидно, в обмен на поддержку борьбы с монголами). Такой ход событий мог иметь место, если бы никейский император Иоанн III Дука и константинопольский патриарх Мануил II официально заключили союз с римским первосвященником, преодолев многовековые разногласия. В ходе двухгодичной поездки по степям (1248–1249) — к хану Батыю и далее в ставку великого хана — Александр Невский окончательно убедился в огромной военной мощи Монгольской империи. Также он понял, что монголы (в отличие от западных соседей Руси) не претендуют на захват земель, довольствуясь вассалитетом, выплатой дани и признавая право покоренных народов на свою религию. А воинские формирования из католических стран неспособны противостоять монгольской армии. Получив от ханов ярлыки на княжение в Киевской (1249), а затем во Владимиро-Суздальской (1252) землях, князь Александр отказался от союза с Римско-Католической Церковью. Видимо, он тогда уже знал и о безрезультатных попытках подобного сближения со стороны Никейской империи и галицко-волынского князя Даниила. Политический курс Александра Невского основывался на реальном балансе сил, но при этом обеспечил церковно-религиозную независимость северно-русских земель.

читать дальшескрыть

Князь Александр Невский

Время создания
1894–1895
Место создания
Россия
Размер
141,5x80 см
Техника
холст, масло
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Нестеров М.В. Коллекция работ

Видение отроку Варфоломею
Видение отроку Варфоломею
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Портрет Е.П. Разумовой
Портрет Е.П. Разумовой
Радищевский музей
Отцы пустынники и жены непорочны
Отцы пустынники и жены непорочны
Музей-квартира Голованова Н.С.
Заря вечерняя
Заря вечерняя
Сахалинский областной художественный музей
Путник
Путник
Тверская областная картинная галерея
За приворотным зельем
За приворотным зельем
Радищевский музей
Два лада
Два лада
Приморская картинная галерея
Этюд к портрету М.К. Заньковецкой
Этюд к портрету М.К. Заньковецкой
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Воскресение Христа
Воскресение Христа
Тульский музей изобразительных искусств
Знакомство царя с Марией Милославской
Знакомство царя с Марией Милославской
Кяхтинский краеведческий музей имени академика В.А. Обручева
Старец. Раб Божий Авраамий
Старец. Раб Божий Авраамий
Самарский областной художественный музей
Портрет А.М. Горького
Портрет А.М. Горького
Нижегородский художественный музей
Капри. Весна
Капри. Весна
Музей-квартира Голованова Н.С.
Ангел печали
Ангел печали
Музей-квартира Голованова Н.С.
Святая Варвара
Святая Варвара
Музей-квартира Голованова Н.С.
На пути в Эммаус
На пути в Эммаус
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Портрет Е.П. Нестеровой
Портрет Е.П. Нестеровой
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Ранняя весна
Ранняя весна
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Портрет старика
Портрет старика
Художественный музей им. М.В. Нестерова
За Волгой
За Волгой
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%