Картины Михаила Васильевича Нестерова занимают особое место в собрании Николая Семёновича Голованова. Выдающемуся дирижеру не только было близко по духу творчество художника — с Нестеровым они общались и имели схожие интересы в вопросах веры и религиозного искусства.
Их знакомство началось со времен работы Голованова как регента хора церкви Покрова, построенной Щусевым на территории Марфо-Мариинской обители, учрежденной великой княгиней Елизаветой Фёдоровной. Нестеров в 1908–1911 годах, одновременно с работой здесь Голованова, вместе с Павлом Кориным занимался росписями храма. С «Портретом Елены Праховой», который в дальнейшем послужил прообразом Святой Варвары к росписи Владимирского собора в Киеве, у художника были связаны личные душевные переживания.
Их знакомство началось со времен работы Голованова как регента хора церкви Покрова, построенной Щусевым на территории Марфо-Мариинской обители, учрежденной великой княгиней Елизаветой Фёдоровной. Нестеров в 1908–1911 годах, одновременно с работой здесь Голованова, вместе с Павлом Кориным занимался росписями храма. С «Портретом Елены Праховой», который в дальнейшем послужил прообразом Святой Варвары к росписи Владимирского собора в Киеве, у художника были связаны личные душевные переживания.