Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Экспозиция Энгельсской картинной галереи»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет Е.П. Разумовой

Время создания
1936 год
Размер
63x52 см
Техника
холст, масло
1
Открыть в приложении
#1
Нестеров М.В.
Портрет Е.П.Разумовой
#2
Михаил Нестеров получил известность в начале XX века как автор религиозно-философских композиций. В 1920-е годы мастер обращается к теме, наметившейся еще в его дореволюционных произведениях — изображению сокровенных движений человеческой души, тонкого, едва уловимого состояния человека, отрешенного от каждодневных забот, в минуты глубокой задумчивости или просветленной печали. Для «лирических портретов» художник по-прежнему выбирает женские модели, пытаясь именно в женской душе найти вечные нравственные начала — доброту, способность к состраданию, особенную одухотворенность.

Большая крепкая дружба связывала Михаила Нестерова и Елену Разумову. Свидетельством этой дружбы и глубокого уважения стал портрет, написанный в 1936 году и находящийся в собрании Радищевского музея. Елена Разумова родилась в Саратове, получила высшее медицинское образование в Москве. Ее ценили и как замечательного специалиста, и как любителя искусств, и просто как отзывчивого человека, к которому всегда можно было прийти за советом и помощью. 

Портрет создавался в то время, когда Елена Павловна переживала тяжелое семейное горе — арест мужа.
#3
«Портрет писался так, чтобы было удобнее, покойнее модели: в ее комнате, на диване. Во время сеансов Михаил Васильевич с теплой откровенностью рассказывал о себе, о своем прошлом, о былых скорбях… о сменивших их надеждах… и этими рассказами он отвлекал Елену Павловну от еще не остывшего горя, а портретом как бы хотел показать другу, что в душе есть еще силы… пережить горе…»
Сергей Дурылин, друг и биограф Нестерова
#4
Кажется, что все внимание модели обращено к собеседнику, но глаза полны печали, в них — сосредоточенность на собственных мыслях и тревогах. Нестеров запечатлел неповторимо индивидуальные черты Разумовой, дорогие для знавших ее людей, и одновременно подчеркнул в облике своей модели то, что делает ее похожей на многих безымянных «нестеровских» героинь, остающихся прекрасными даже в горе. Печаль, страдание лишь высвечивают присущее им благородство и душевную силу. В том мудром достоинстве, с которым переживает Разумова тяжелые минуты, — подтверждение этих качеств. Этот портрет сам Нестеров называл этюдом, но выполнение небольшого, скромного по замыслу произведения потребовало 20 сеансов.

Художник был неизменно требователен к себе, о какой бы работе ни шла речь, всякий раз искал особый подход к личности портретируемого, новые приемы живописной трактовки, ставил и решал различные композиционные задачи, стремился к завершенности психологической характеристики. Для портрета Е.П.Разумовой также была найдена своеобразная, простая и теплая интонация. Как писал Дурылин: «Это полотно, писанное не для выставок; это интимный, дружеский холст, до конца понятный лишь в тесном дружеском кругу, как сердечное письмо к другу понятно до конца лишь тому, кому оно написано».
#5
«Это полотно, писанное не для выставок; это интимный, дружеский холст, до конца понятный лишь в тесном дружеском кругу, как сердечное письмо к другу понятно до конца лишь тому, кому оно написано»
Сергей Дурылин, друг и биограф Нестерова
#6
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Портрет Е.П. Разумовой

Время создания
1936 год
Размер
63x52 см
Техника
холст, масло
1

Нестеров М.В. Коллекция работ

Портрет Е.П. Нестеровой
Портрет Е.П. Нестеровой
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Портрет старика
Портрет старика
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Ангел печали
Ангел печали
Музей-квартира Голованова Н.С.
Портрет А.М. Горького
Портрет А.М. Горького
Нижегородский художественный музей
Два лада
Два лада
Приморская картинная галерея
Старец. Раб Божий Авраамий
Старец. Раб Божий Авраамий
Самарский областной художественный музей
Голова молящегося юноши
Голова молящегося юноши
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Ранняя весна
Ранняя весна
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Этюд к портрету М.К. Заньковецкой
Этюд к портрету М.К. Заньковецкой
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Святая Варвара
Святая Варвара
Музей-квартира Голованова Н.С.
Юность Сергия
Юность Сергия
Самарский областной художественный музей
Отцы пустынники и жены непорочны
Отцы пустынники и жены непорочны
Музей-квартира Голованова Н.С.
Александр Невский
Александр Невский
Художественный музей им. М.В. Нестерова
За Волгой
За Волгой
Астраханская картинная галерея им. П.М. Догадина
Воскресение Христа
Воскресение Христа
Тульский музей изобразительных искусств
Христова невеста
Христова невеста
Приморская картинная галерея
Путник
Путник
Тверская областная картинная галерея
На пути в Эммаус
На пути в Эммаус
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
За приворотным зельем
За приворотным зельем
Радищевский музей
Зимой в скиту
Зимой в скиту
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%