Михаил Нестеров получил известность в начале XX века как автор религиозно-философских композиций. В 1920-е годы мастер обращается к теме, наметившейся еще в его дореволюционных произведениях — изображению сокровенных движений человеческой души, тонкого, едва уловимого состояния человека, отрешенного от каждодневных забот, в минуты глубокой задумчивости или просветленной печали. Для «лирических портретов» художник по-прежнему выбирает женские модели, пытаясь именно в женской душе найти вечные нравственные начала — доброту, способность к состраданию, особенную одухотворенность.
Большая крепкая дружба связывала Михаила Нестерова и Елену Разумову. Свидетельством этой дружбы и глубокого уважения стал портрет, написанный в 1936 году и находящийся в собрании Радищевского музея. Елена Разумова родилась в Саратове, получила высшее медицинское образование в Москве. Ее ценили и как замечательного специалиста, и как любителя искусств, и просто как отзывчивого человека, к которому всегда можно было прийти за советом и помощью.
Портрет создавался в то время, когда Елена Павловна переживала тяжелое семейное горе — арест мужа.