Михаил Васильевич Нестеров, русский и советский живописец, родился в 1862 году в купеческой семье. Детство художника прошло в Уфе, а в возрасте двенадцати лет он уехал в Москву, где поступил в одно из самых известных учебных заведений столицы, Реальное училище К. П. Воскресенского. Спустя три года будущий художник был зачислен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Одним из его первых наставников, сильно повлиявших на ранее творчество, стал известный русский живописец Василий Григорьевич Перов.
В 80-е годы XIX века Михаил Нестеров писал картины на исторические темы и создавал иллюстрации к произведениям русских классиков. В 24 года он получил звание классного художника и большую серебряную медаль. В 1889 году живописец посетил Европу, которая произвела на него сильное впечатление.
В 90-е годы XIX века Михаил Васильевич Нестеров написал несколько полотен, посвященных Сергию Радонежскому. Полотно «Видение отроку Варфоломею», созданное в 1890 году, произвело настоящий фурор на передвижной выставке и пополнило коллекцию Третьяковской галереи. В это же время художник увлекся церковной росписью и написанием икон, посвятив данному направлению более двадцати двух лет своей жизни. Его рукой были расписаны Владимирский собор в Киеве, дворцовая церковь Александра Невского в Абастумани, Спасо-Преображенский собор в Сумах.
Церковная роспись наложила огромный отпечаток на творчество художника, религиозной теме он посвятил много своих полотен. Примечательно, что Нестеров никогда не изображал пышных церковных обрядов и богатого внутреннего убранства соборов. Русский богослов и литературовед Сергей Николаевич Дурылин отмечал, что Михаил Нестеров всегда уводит своих монахов и старцев подальше от церквей и монастырских стен, изображая их в окружении природы.
Об особом отношении Михаила Васильевича Нестерова к воплощению в живописи образа Христа свидетельствует картина «Воскрешение Лазаря». Он написал ее в 1900 году, когда расписывал церковь Александра Невского в Абастумани. К сожалению, потомки могут увидеть только фрагмент полотна — изображение Христа, так как сам художник остался недоволен результатом и разрезал картину на части. Лик и тело Спасителя написаны широким мазком в характерном для модерна символическом колорите, с использованием сине-зеленых и желтых оттенков.
Последним полотном художника стала картина «Осень в деревне», которую он написал под впечатлением от поэзии Александра Сергеевича Пушкина. Скончался Михаил Васильевич Нестеров в возрасте восьмидесяти лет, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В 80-е годы XIX века Михаил Нестеров писал картины на исторические темы и создавал иллюстрации к произведениям русских классиков. В 24 года он получил звание классного художника и большую серебряную медаль. В 1889 году живописец посетил Европу, которая произвела на него сильное впечатление.
В 90-е годы XIX века Михаил Васильевич Нестеров написал несколько полотен, посвященных Сергию Радонежскому. Полотно «Видение отроку Варфоломею», созданное в 1890 году, произвело настоящий фурор на передвижной выставке и пополнило коллекцию Третьяковской галереи. В это же время художник увлекся церковной росписью и написанием икон, посвятив данному направлению более двадцати двух лет своей жизни. Его рукой были расписаны Владимирский собор в Киеве, дворцовая церковь Александра Невского в Абастумани, Спасо-Преображенский собор в Сумах.
Церковная роспись наложила огромный отпечаток на творчество художника, религиозной теме он посвятил много своих полотен. Примечательно, что Нестеров никогда не изображал пышных церковных обрядов и богатого внутреннего убранства соборов. Русский богослов и литературовед Сергей Николаевич Дурылин отмечал, что Михаил Нестеров всегда уводит своих монахов и старцев подальше от церквей и монастырских стен, изображая их в окружении природы.
Об особом отношении Михаила Васильевича Нестерова к воплощению в живописи образа Христа свидетельствует картина «Воскрешение Лазаря». Он написал ее в 1900 году, когда расписывал церковь Александра Невского в Абастумани. К сожалению, потомки могут увидеть только фрагмент полотна — изображение Христа, так как сам художник остался недоволен результатом и разрезал картину на части. Лик и тело Спасителя написаны широким мазком в характерном для модерна символическом колорите, с использованием сине-зеленых и желтых оттенков.
Последним полотном художника стала картина «Осень в деревне», которую он написал под впечатлением от поэзии Александра Сергеевича Пушкина. Скончался Михаил Васильевич Нестеров в возрасте восьмидесяти лет, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.