Картина Михаила Нестерова «За Волгой», созданная в 1905 году, была частью цикла, который художник задумал как «написанный красками роман, роман в картинах». Работы этой серии Нестеров писал под впечатлением от произведений писателя и публициста Павла Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах», которые достоверно и детально описывали жизнь купцов-старообрядцев.
Работу «За Волгой» Нестеров задумал как философский рассказ-размышление о человеческом бытии, месте природы в установлении духовного миропорядка. В героях картины воплотились две истории любви, не сложившиеся в одну, и два противоположных взгляда на изменения в стране, на новый мир нового века.
Молодой купец, крепко стоящий на ногах с гордо поднятой головой, прямо и решительно смотрит Волгу. В его образе воплощается практический, деловой подход к жизни и окружающему миру. Героя картины можно сравнить с Лопахиным из «Вишневого сада» Антона Чехова или Кудряшом из «Грозы» Александра Островского. Баржа, тянущая пароход по реке, является своеобразным символом купца: отражает прогресс, неизбежное движение времени.
В образе женщины, печально склонившей голову, воплощается мир прошлого, близкий к природе, следующий старинным законам и традициям. Символом героини на полотне предстает березка — тонкая, хрупкая и одинокая.
Для купца река — это пространство для движения судов, его природа — это земли, которые нужно осваивать. А для женщины природа — это душа: пейзаж, в котором нет ярких красок и солнечных тонов, отражает грусть и тоску самой героини.
Работу «За Волгой» Нестеров задумал как философский рассказ-размышление о человеческом бытии, месте природы в установлении духовного миропорядка. В героях картины воплотились две истории любви, не сложившиеся в одну, и два противоположных взгляда на изменения в стране, на новый мир нового века.
Молодой купец, крепко стоящий на ногах с гордо поднятой головой, прямо и решительно смотрит Волгу. В его образе воплощается практический, деловой подход к жизни и окружающему миру. Героя картины можно сравнить с Лопахиным из «Вишневого сада» Антона Чехова или Кудряшом из «Грозы» Александра Островского. Баржа, тянущая пароход по реке, является своеобразным символом купца: отражает прогресс, неизбежное движение времени.
В образе женщины, печально склонившей голову, воплощается мир прошлого, близкий к природе, следующий старинным законам и традициям. Символом героини на полотне предстает березка — тонкая, хрупкая и одинокая.
Для купца река — это пространство для движения судов, его природа — это земли, которые нужно осваивать. А для женщины природа — это душа: пейзаж, в котором нет ярких красок и солнечных тонов, отражает грусть и тоску самой героини.