Народные костюмы Репьевского района Воронежской области объединили в себе традиции и особенности различных этногрупп, представители которых населяли его территорию. Жителей Репьевского района можно отличить от других воронежцев по говору, обычаям, одежде. Все многообразие деталей национальных костюмов представлено в праздничных нарядах села Репьевка.
Репьевские модницы предпочитали шить одежду не из домотканых холстов, а из дорогих фабричных тканей: шерсти, парчи, шелка, ситца, сатина. Растительные красители однообразных оттенков постепенно заменялись красками на основе анилина с широким спектром цветовой гаммы.
В селах Репьевского района характерным отличием обрамления одежды считались вышитые крестиком орнаменты в виде ромбов и квадратов. Детали одежды с блестящей фурнитурой, бисером и вышивкой придавали праздничной одежде яркий и эффектный вид. Костюм дополнялся разноцветными поясами-покромками, бусами, а в селе Россошки сверху надевали сплетенные из бисера мониста.
Повседневный и праздничный костюмы у деревенских мужчин практически не различались. Мужской национальный наряд включал шаровары, сапоги и рубаху-косоворотку с вышивным воротом. Девочки и мальчики до подросткового возраста бегали в одинаковых домотканых рубахах длиною до пят.
В большинстве сел Репьевского района в женских костюмах обязательно присутствовала понева — вид домотканой шерстяной юбки. В разных деревнях поневы различались по расцветке. Чаще всего они производились из темно-синего клетчатого полотна. По цвету полосок, разделяющих ткань на клетки, можно было понять, в какой именно деревне изделие шилось. На хуторе Ивановском женщины носили однотонные черные поневы с разноцветной крестовой вышивкой.
Репьевские модницы предпочитали шить одежду не из домотканых холстов, а из дорогих фабричных тканей: шерсти, парчи, шелка, ситца, сатина. Растительные красители однообразных оттенков постепенно заменялись красками на основе анилина с широким спектром цветовой гаммы.
В селах Репьевского района характерным отличием обрамления одежды считались вышитые крестиком орнаменты в виде ромбов и квадратов. Детали одежды с блестящей фурнитурой, бисером и вышивкой придавали праздничной одежде яркий и эффектный вид. Костюм дополнялся разноцветными поясами-покромками, бусами, а в селе Россошки сверху надевали сплетенные из бисера мониста.
Повседневный и праздничный костюмы у деревенских мужчин практически не различались. Мужской национальный наряд включал шаровары, сапоги и рубаху-косоворотку с вышивным воротом. Девочки и мальчики до подросткового возраста бегали в одинаковых домотканых рубахах длиною до пят.
В большинстве сел Репьевского района в женских костюмах обязательно присутствовала понева — вид домотканой шерстяной юбки. В разных деревнях поневы различались по расцветке. Чаще всего они производились из темно-синего клетчатого полотна. По цвету полосок, разделяющих ткань на клетки, можно было понять, в какой именно деревне изделие шилось. На хуторе Ивановском женщины носили однотонные черные поневы с разноцветной крестовой вышивкой.
В прошлом столетии национальные костюмы стали широко использоваться в концертной деятельности народных песенных коллективов. В связи с этим традиционная одежда обогатилась более яркими красками: насыщенно красными, малиновыми, бордовыми. Особое внимание уделялось внешнему виду женских головных уборов. Массивные сороки причудливых форм, украшенные вышивкой, бисером, блестящими деталями, привлекали внимание, выглядели дорого и эффектно.
В начале XX века в селе Россошки традиционную одежду с поневами постепенно вытеснили более современные наряды. Вышивка продолжала иметь место, но на смену геометрическим орнаментам пришли растительные узоры. Листья, цветы, стебли, бутоны тоже вышивались крестом. Цветочными орнаментами украшали рубашки и кофты.
Молодые девушки стали носить клетчатые юбки и в замужестве уже не надевали поневы. В Воронежской области и на соседней белгородчине в моду прочно вошел практичный для повседневной одежды черный цвет юбок и фартуков.
Поневы полностью отсутствовали в костюмах сел Бутырки и Усть-Муравлянка. В этих деревнях предпочитали носить юбки из тяжелого сукна. По виду они напоминали домотканые изделия, но шились из покупных ниток заводского изготовления. Такие юбки в обиходе назывались «курскими».