Кукла в Валдайском свадебном костюме ярко выделяется на фоне других экспонатов богатством и роскошью своего наряда. Свадьба — особый день в жизни каждой девушки, и вне зависимости от местности, социального статуса и богатства семьи, наряд под него всегда подбирался особый. Свадебные наряды в северных и южных регионах страны различались деталями, но их объединяло одно — обилие украшений даже на самом недорогом сарафане.
Сарафан и рубашка — основа женского свадебного наряда. Рубашка чаще всего шилась из натурального льна, ее рукава богато расшивались разноцветными нитями. Каждый элемент вышивки имел свое значение, так, звезда означала благодать от небесных сил, а символ «древо жизни» подчеркивал важность начала нового этапа, создания молодой семьи. Передняя и задняя часть рубашки были закрыты сарафаном и могли оставаться не расшитыми.
Сарафан шился из более плотной тяжелой ткани. В зажиточной семье это мог быть бархат или парча, а в бедной — лен или шерсть. Крой был свободным, сарафан не подчеркивал фигуру невесты и не сковывал движения. Одежда украшалась вышивкой, бисером, тесьмой, жемчугом, мехом. В холодное время поверх надевали душегрею — аналог современного укороченного жакета.
Под сарафан поддевали нижние юбки, придающие наряду дополнительный объем. В этом предмете одежды невеста могла лечь спать в первую брачную ночь. Допускалось, чтобы свадебная нижняя юбка выглядывала из-под сарафана не более, чем на 15 см.
Ремень не был обязательным составляющим свадебного наряда, но если он и использовался, то не для того, чтобы подчеркнуть талию, а просто для поддержания наряда. Иногда поясов было несколько. Конечно, каждый богато расшивался.
Еще одна необязательная деталь — передник. Иногда — короткий, с завязками за спиной, иногда — длинный, надетый через шею. Передник украшался не так богато, как сарафан. Его основная цель была в том, чтобы показать хозяйственность и домовитость невесты.
На ноги девушки обували лапти, кожаные сандалии, зимой — валенки. На голове, в зависимости от региона, носили кокошник, сороку, косник — ленту-повязку с подвесками.
Сарафан и рубашка — основа женского свадебного наряда. Рубашка чаще всего шилась из натурального льна, ее рукава богато расшивались разноцветными нитями. Каждый элемент вышивки имел свое значение, так, звезда означала благодать от небесных сил, а символ «древо жизни» подчеркивал важность начала нового этапа, создания молодой семьи. Передняя и задняя часть рубашки были закрыты сарафаном и могли оставаться не расшитыми.
Сарафан шился из более плотной тяжелой ткани. В зажиточной семье это мог быть бархат или парча, а в бедной — лен или шерсть. Крой был свободным, сарафан не подчеркивал фигуру невесты и не сковывал движения. Одежда украшалась вышивкой, бисером, тесьмой, жемчугом, мехом. В холодное время поверх надевали душегрею — аналог современного укороченного жакета.
Под сарафан поддевали нижние юбки, придающие наряду дополнительный объем. В этом предмете одежды невеста могла лечь спать в первую брачную ночь. Допускалось, чтобы свадебная нижняя юбка выглядывала из-под сарафана не более, чем на 15 см.
Ремень не был обязательным составляющим свадебного наряда, но если он и использовался, то не для того, чтобы подчеркнуть талию, а просто для поддержания наряда. Иногда поясов было несколько. Конечно, каждый богато расшивался.
Другие аксессуары, бусы, серьги, браслеты в свадебном наряде использовались редко. В них просто отпадала необходимость из-за богатства и красоты других элементов!
На ноги девушки обували лапти, кожаные сандалии, зимой — валенки. На голове, в зависимости от региона, носили кокошник, сороку, косник — ленту-повязку с подвесками.