Село Пузево, которое находится в Бутурлиновском районе Воронежской области, основано примерно в 1755 году. Название поселения происходит от названия расположенного рядом урочища Пуза. Само же урочище обязано своим именем мастеровым, которые обмазывали в нем корабельные днища («пуза»).
Одежда жительниц села состояла из типичных для русского женского костюма деталей. Пузевки носили длинные вышитые рубахи, поверх которых надевались понева, запон, фартук или завеска. Аксессуарами служили мониста или несколько рядов бус, и, конечно, серьги — пушки или янтарики. Голову же покрывали кичкой, сорокой, кокошником. Были также в гардеробе пузевских крестьянок платки, шали и подшальники, дубленые или крытые шубы на холода, и, разумеется, обувь.
Местные традиции и ремесла наложили свой отпечаток на повседневный и праздничный костюм жительниц Пузева. В пузевском варианте дизайн традиционной русской кички с обвязкой включал в себя характерные для данной местности вышитые и тканые орнаменты, бисерное плетение, другие декоративные элементы.
Пузевская кичка отличалась также цветовой гаммой и конструкцией. Она была многосоставной, и чтобы надеть все ее элементы правильно, требовался опыт. Кичка включала в себя шапочку, саму кичку, крыло, ушко и обвязку.
Твердая налобная часть — собственно, кичка, — могла быть изготовлена одним из трех способов. Для первого брали 20-сантиметровый кусок конопляного холста, который затем вымачивали, тщательно намыливали и скатывали из него несколько валиков разной длины. Далее валики сушили, декорировали (обтягивали) тканью и сшивали в единую конструкцию.
Другой способ был экономичнее: из сухого холста делали два валика для верхушки кички, основой служил плотно сбитый пук соломы в холщовом чехле. Все детали опять же сшивали воедино.
Перечисленные технологии относятся к традиционным. Позднее жительницы Пузева стали использовать другую методику. Для нее на речных берегах срывали четыре лозины и «упаковывали» каждую в плотный тканевый чехол. Части основы сшивались, а те, что предназначались для верха, сгибались и пришивались к нижним.
Одежда жительниц села состояла из типичных для русского женского костюма деталей. Пузевки носили длинные вышитые рубахи, поверх которых надевались понева, запон, фартук или завеска. Аксессуарами служили мониста или несколько рядов бус, и, конечно, серьги — пушки или янтарики. Голову же покрывали кичкой, сорокой, кокошником. Были также в гардеробе пузевских крестьянок платки, шали и подшальники, дубленые или крытые шубы на холода, и, разумеется, обувь.
Местные традиции и ремесла наложили свой отпечаток на повседневный и праздничный костюм жительниц Пузева. В пузевском варианте дизайн традиционной русской кички с обвязкой включал в себя характерные для данной местности вышитые и тканые орнаменты, бисерное плетение, другие декоративные элементы.
Пузевская кичка отличалась также цветовой гаммой и конструкцией. Она была многосоставной, и чтобы надеть все ее элементы правильно, требовался опыт. Кичка включала в себя шапочку, саму кичку, крыло, ушко и обвязку.
Твердая налобная часть — собственно, кичка, — могла быть изготовлена одним из трех способов. Для первого брали 20-сантиметровый кусок конопляного холста, который затем вымачивали, тщательно намыливали и скатывали из него несколько валиков разной длины. Далее валики сушили, декорировали (обтягивали) тканью и сшивали в единую конструкцию.
Другой способ был экономичнее: из сухого холста делали два валика для верхушки кички, основой служил плотно сбитый пук соломы в холщовом чехле. Все детали опять же сшивали воедино.
Перечисленные технологии относятся к традиционным. Позднее жительницы Пузева стали использовать другую методику. Для нее на речных берегах срывали четыре лозины и «упаковывали» каждую в плотный тканевый чехол. Части основы сшивались, а те, что предназначались для верха, сгибались и пришивались к нижним.
Обвязку делали из красной хлопчатобумажной ткани. Брали для обвязки прямоугольный кусок ситца длиной около 60 сантиметров и шириной сантиметров 30–40. Ремень, удерживающий убор на голове, декорировали в лобной части. Для ее украшения в три ряда нашивали плетеный шнур, междурядья зашивались металлическими кружочками. По верхней части пускали разноцветные прямоугольники гладью и ряд таких же блесток, нашитых зубцами. Нижнюю оторачивали «бровками» — пушистыми кистями из шерстяной нити, а позже — из искусственного меха.