В нарядах жительниц Курской области причудливо соединились черты, присущие поволжским, украинским, белорусским народным костюмам. Различали рабочую, повседневную, праздничную, обрядовую (свадебную, погребальную) одежду. Праздничные и свадебные наряды бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
Девушки, достигшие брачного возраста (15–16 лет), носили сарафан. Его надевали поверх длинной рубахи, верхнюю часть которой шили из лучшего льняного полотна. Широкие рукава, собранные снизу на манжет, и горловину украшали вышивкой. Нижнюю часть рубахи шили из неотбеленного конопляного холста. Край подола обшивали цветной лентой или кружевом.
Сзади сарафан присборивали, складки напоминали современную плиссировку. Чтобы складки не деформировались, перед тем, как уложить сарафан в сундук, подол связывали. Сарафан подпоясывали красивым шерстяным или шелковым поясом. Перед сарафана закрывала завеса — фартук. Поэтому бедные девушки зачастую перед сарафана шили из грубой ткани и ничем не украшали: все равно его не было видно из-за завесы.
Передник украшали вышивкой, аппликациями, кружевами. Согласно традиции, свекровь перед свадьбой дарила невестке завесу. Чем богаче был расшит передник, тем лучший прием ждал новобрачную в доме мужа. Простая холщовая завеса без вышивки означала, что к юной женщине станут относиться как к прислуге. В ответ невестка вышивала рукава на рубахе свекрови. На свадьбе всем гостям показывали работу невесты.
В Курской губернии худобу девушки воспринимали как признак болезни и возможное препятствие к замужеству. Чтобы добавить пышности фигуре, юные особы субтильного сложения на праздник надевали сразу несколько сарафанов. Выходя замуж, девушка меняла сарафан на поневу — юбку с запахом, состоявшую из двух или трех шерстяных полотен. Как и сарафан, ее надевали на рубаху. Обязательным элементом костюма были бусы.
Большое внимание курянки уделяли головным уборам. В будни женщины и девушки носили платки: женщины завязывали их сзади, девушки — спереди. На праздник девушки надевали венцы — венки из искусственных цветов, обильно украшенные лентами. Иногда вместо венка сооружали сложную конструкцию из повязки и атласных лент. Окружающие могли любоваться макушкой красавицы и косой в особом чехле — накоснике.
Праздничный головной убор замужней курянки отличался от девичьего тем, что из-под него не должно было выбиваться ни единого волоска. Страшным позором для женщины считалось показать свои волосы чужим людям, то есть опростоволоситься. Молодухи (женщины, недавно вышедшие замуж) носили высокие, богато изукрашенные кокошники.
После рождения первого ребенка кокошник прятали в сундук и хранили его для дочери. Женщина надевала несколько менее эффектный головной убор, однако в нем все равно насчитывалось 18 элементов. Зимой женщины носили теплые шали, меховые шапки, полушубки из овчины. Повседневной обувью служили лапти. Праздничную обувь шили из кожи, сукна, войлока.
Девушки, достигшие брачного возраста (15–16 лет), носили сарафан. Его надевали поверх длинной рубахи, верхнюю часть которой шили из лучшего льняного полотна. Широкие рукава, собранные снизу на манжет, и горловину украшали вышивкой. Нижнюю часть рубахи шили из неотбеленного конопляного холста. Край подола обшивали цветной лентой или кружевом.
Сзади сарафан присборивали, складки напоминали современную плиссировку. Чтобы складки не деформировались, перед тем, как уложить сарафан в сундук, подол связывали. Сарафан подпоясывали красивым шерстяным или шелковым поясом. Перед сарафана закрывала завеса — фартук. Поэтому бедные девушки зачастую перед сарафана шили из грубой ткани и ничем не украшали: все равно его не было видно из-за завесы.
Передник украшали вышивкой, аппликациями, кружевами. Согласно традиции, свекровь перед свадьбой дарила невестке завесу. Чем богаче был расшит передник, тем лучший прием ждал новобрачную в доме мужа. Простая холщовая завеса без вышивки означала, что к юной женщине станут относиться как к прислуге. В ответ невестка вышивала рукава на рубахе свекрови. На свадьбе всем гостям показывали работу невесты.
В Курской губернии худобу девушки воспринимали как признак болезни и возможное препятствие к замужеству. Чтобы добавить пышности фигуре, юные особы субтильного сложения на праздник надевали сразу несколько сарафанов. Выходя замуж, девушка меняла сарафан на поневу — юбку с запахом, состоявшую из двух или трех шерстяных полотен. Как и сарафан, ее надевали на рубаху. Обязательным элементом костюма были бусы.
Большое внимание курянки уделяли головным уборам. В будни женщины и девушки носили платки: женщины завязывали их сзади, девушки — спереди. На праздник девушки надевали венцы — венки из искусственных цветов, обильно украшенные лентами. Иногда вместо венка сооружали сложную конструкцию из повязки и атласных лент. Окружающие могли любоваться макушкой красавицы и косой в особом чехле — накоснике.
Праздничный головной убор замужней курянки отличался от девичьего тем, что из-под него не должно было выбиваться ни единого волоска. Страшным позором для женщины считалось показать свои волосы чужим людям, то есть опростоволоситься. Молодухи (женщины, недавно вышедшие замуж) носили высокие, богато изукрашенные кокошники.
После рождения первого ребенка кокошник прятали в сундук и хранили его для дочери. Женщина надевала несколько менее эффектный головной убор, однако в нем все равно насчитывалось 18 элементов. Зимой женщины носили теплые шали, меховые шапки, полушубки из овчины. Повседневной обувью служили лапти. Праздничную обувь шили из кожи, сукна, войлока.