Богучарский уезд был одной из южных территорий Воронежской губернии. Как и многие южнорусские регионы, богучарская земля дала кров переселенцам из Украины. В традиционном богучарском народном костюме прослеживаются украинские мотивы одежды — венки, ленты, цветочная вышивка. Сплетение русских и украинских традиций ярко выражено в одном из вариантов народного костюма — «Богучарская хохлушка». Коричневая юбка из шерстяной фабричной ткани свободного кроя и присборенного фасона сочеталась с приталенной жилеткой, украшенной складчатой баской, образуя парный комплект. По подолу юбка декорировалась тесьмой с металлическими украшениями. Жилетка (корсетка) надевалась на рубаху и застегивалась спереди на частые пуговицы или крючки.
На рукавах и подоле рубашки традиционные геометрические узоры русских костюмов переплетались с цветочными рисунками, пришедшими из украинской одежды. Стандартно рубашечный рукав в южнорусских костюмах украшался вышивкой, не имеющей четких линий — рисунки были разбросаны по всему полотну рукавной части. Богучарские же костюмы можно было разграничить и отличить от остальных именно по четкому бордюру из вышитых на рукаве черной и красной нитью мужских и женских фигур.
Сверху на юбку надевался передник, который богато украшался многоярусной цветочной вышивкой. Вышивные полосы на ткани перемежались с кружевными вставками, по краю фартука пришивали кружевную рюшу. Передник был одним из важнейших предметов воронежского женского костюма. В старину его называли запаном, завеской, занавеской. В женских костюмах можно было увидеть несколько вариантов передника — поясной, нагрудный, туникообразный.
В богучарской народной одежде в качестве обуви доминировали не лапотки, а красные кожаные сапожки, также заимствованные из украинских национальных костюмов. Женщины покрывали голову мягким шерстяным платком светлых оттенков, чаще кашемировым, с цветочным рисунком. Поверх платка надевался венок из искусственных цветов с бело-розовыми бутонами. В отсутствие венка, по украинским традициям, концы платка могли скручивать жгутом, оборачивая голову. Шею богучарских девушек украшала длинная нить из крупных бус.
На рукавах и подоле рубашки традиционные геометрические узоры русских костюмов переплетались с цветочными рисунками, пришедшими из украинской одежды. Стандартно рубашечный рукав в южнорусских костюмах украшался вышивкой, не имеющей четких линий — рисунки были разбросаны по всему полотну рукавной части. Богучарские же костюмы можно было разграничить и отличить от остальных именно по четкому бордюру из вышитых на рукаве черной и красной нитью мужских и женских фигур.
Сверху на юбку надевался передник, который богато украшался многоярусной цветочной вышивкой. Вышивные полосы на ткани перемежались с кружевными вставками, по краю фартука пришивали кружевную рюшу. Передник был одним из важнейших предметов воронежского женского костюма. В старину его называли запаном, завеской, занавеской. В женских костюмах можно было увидеть несколько вариантов передника — поясной, нагрудный, туникообразный.
В богучарской народной одежде в качестве обуви доминировали не лапотки, а красные кожаные сапожки, также заимствованные из украинских национальных костюмов. Женщины покрывали голову мягким шерстяным платком светлых оттенков, чаще кашемировым, с цветочным рисунком. Поверх платка надевался венок из искусственных цветов с бело-розовыми бутонами. В отсутствие венка, по украинским традициям, концы платка могли скручивать жгутом, оборачивая голову. Шею богучарских девушек украшала длинная нить из крупных бус.
Мужская одежда была не такой разнообразной, но также состояла из нескольких обязательных предметов: длинная подпоясанная рубаха-косоворотка, портки, лапти, картуз. По праздникам женихи и ухажеры украшали картуз романтичным бутоном красной розы, надевали нагрудные украшения — гарус или грибатку (монисто). В холодное время года костюм дополнялся шубой или полушубком, шапкой-малахаем, башлыком. На ноги надевали валенки или сапоги. По силуэту мужскую рубаху можно было разделить на три вида: туникообразная свободного кроя; с прямыми поликами; украшенная кокеткой.
Рубаха играла особую роль в мужском народном костюме. Она не только была предметом одежды, но и считалась сильным оберегом. Ее надевали на новорожденного младенца, в праздничной рубахе шли под венец и проводили обряды, в этом же предмете гардероба укладывали в гроб усопшего. У солдат, защищавших землю русскую, в укромном месте ворота рубахи был вышит магический знак-оберег.