Народный костюм — важная составляющая русской истории. В каждой местности были свои индивидуальные особенности, неповторимые элементы, яркие мотивы. Отличались в разных губерниях и свадебные наряды по цветовой гамме, используемым материалам, предметам убранства.
Художественное оформление традиционной одежды сохраняет этнические особенности и свидетельства взаимодействия разных народов. На территории Воронежской губернии в конце XIX — начале XX века возникло несколько видов традиционных костюмов, каждый из них по-своему эстетически выразителен.
В зависимости от происхождения и обычаев в нарядах использовались различные по текстуре материалы, композиции нашивных и съемных украшений поражают разнообразием, также различается цветовая гамма, технологические и художественные приемы. Декоративные аксессуары одновременно сохраняли в себе древние традиции и новые веяния, отражающие изменения в жизни крестьян.
В Воронежской области становление народного костюма происходило следующим образом. Во-первых, здесь было много приезжего народа — крестьян из Тамбовской, Орловской, Московской губерний, — они привозили с собой свои традиции костюма. Во-вторых, в XVII веке на территорию Воронежа переселились много украинцев, они также оказали влияние на стиль одежды.
Художественное оформление традиционной одежды сохраняет этнические особенности и свидетельства взаимодействия разных народов. На территории Воронежской губернии в конце XIX — начале XX века возникло несколько видов традиционных костюмов, каждый из них по-своему эстетически выразителен.
В зависимости от происхождения и обычаев в нарядах использовались различные по текстуре материалы, композиции нашивных и съемных украшений поражают разнообразием, также различается цветовая гамма, технологические и художественные приемы. Декоративные аксессуары одновременно сохраняли в себе древние традиции и новые веяния, отражающие изменения в жизни крестьян.
В Воронежской области становление народного костюма происходило следующим образом. Во-первых, здесь было много приезжего народа — крестьян из Тамбовской, Орловской, Московской губерний, — они привозили с собой свои традиции костюма. Во-вторых, в XVII веке на территорию Воронежа переселились много украинцев, они также оказали влияние на стиль одежды.
Женский свадебный костюм в Воронежской области представляет собой белую или красную длинную рубаху, вышитую шерстяными орнаментами. Праздничную одежду тщательно выбеливали при помощи золы, а для повседневного ношения предпочитали украшать вышитыми узорами. Свадебную рубаху часто дополняли тесьмой, бахромой. Один из популярных среди местных невест вариантов — рубаха с красными полами, которые обрамляли красивые орнаменты.
В праздничные дни поверх рубахи надевалась кундя — черная жилетка. Ее также щедро расшивали, а рукава украшали пышными рюшами и красными кантами. Еще один из ключевых элементов костюма — понева — одежда из тканого шерстяного полотна, обычно черного цвета, напоминающая современную юбку. По низу поневу украшали позументом — лентами и тесьмой из разноцветных нитей.
По традиции, до замужества все девушки носили платочки, невесты же надевали красивые головные уборы. В разных уездах они отличались, но одним из самых распространенных была шлычка — красная шапочка, плотно прижимающая волосы. Ее надевали поверх пучка из волос. Еще один популярный традиционный головной убор — кокошник, расшитый бисером.
На ноги обували чуники — плетеные башмачки. Подошву изготавливали из дерева или натуральной кожи, чтобы она медленнее протиралась. Женщины носили гольфы, которые сами вязали из пестрых нитей. Яркий элемент женского свадебного наряда — нагрудные украшения, как правило, объемные бусы. Часто девушки плели многоярусные ожерелья из мелкого бисера и закрепляли на тонкой полоске ткани, завязывающейся сзади на шее. Считалось, что подобные амулеты защищают невесту от злых сил и сглаза.