Одежда наших предков была органичной и продуманной. Каждый элемент наряда говорил об особенностях быта и жизненного уклада в том или другом уезде. Костюмы делились не просто на нарядные и повседневные, они могли отличаться в зависимости от времени года, образа жизни, уровня обеспеченности и семейного положения владельца.
В Московской губернии женщины надевали рубахи, обычно скрывающие руки. В районе горловины их собирали в складки, которые закрепляли тонкой вышитой обшивкой. На улицах можно было встретить людей в одежде различного кроя. Так, изделия с прямыми поликами, которые присоединялись к нитям утка, обычно носили с сарафаном с косыми клиньями. Если же полики были соединены с основой, то вещь сочетали с распашной моделью.
Смена семейного положения влияла на выбор женской одежды. С наступлением зрелости и после замужества начинали носить поневу. Эта старинная деталь женского костюма закреплялась на поясе при помощи декоративного шнура. Позже поневу сменили более современные предметы одежды — юбки и сарафаны. Городские жительницы начали шить сарафаны раньше крестьянок, еще в XVI веке.
Женщины Московской губернии полюбили сарафаны. Популярный фасон с косыми клиньями назывался «кумашник». Такое изделие могло быть распашным или сшитым спереди. Чуть позже стали носить сарафаны на лямках прямого покроя, на территории Московской губернии такие модели называли круглыми, а в других регионах — московскими.
Головные уборы тоже должны были отражать семейное положение хозяйки. До вступления в брак девушки носили различные обручи, венцы и полотенца. Объединяло их то, что макушка все время оставалась открытой. Посвящение в замужние женщины проводили после венчания. Девушки расплетали невесте волосы и заплетали две косы, сооружая из них венец на голове. На эту прическу сверху надевали невысокую однорогую кичку.
После рождения первенца женщина вновь меняла головной убор. Вместо однорогой кички, право на которую она получила, выйдя замуж, она могла надевать изделие с высоким рогом или нарядную коруну на проволочной основе. Такое украшение говорило окружающим, что его владелица доказала способность выносить и родить ребенка. В Московской губернии носили несколько видов головных уборов, эти традиции зависели от того, где именно проживала женщина. Самыми простыми были украшения в Звенигородском уезде, где предпочитали кокошники и сороки.
Одинаковой в женских и мужских нарядах была обувь. Самыми простыми обутками до первой половины XX века были лапти — повседневная, а иногда и праздничная обувь. Когда жители Московского уезда уже сменили лапти на кожаные сапоги и коты, в Серпуховском и Рузском уездах крестьяне продолжали носить лапти с носками из шерсти.