Национальная одежда как нельзя лучше раскрывает одну из сторон культурных традиций народа. На Руси существовало несколько типов женских народных костюмов, характерных для тех или иных губерний и регионов. Каждый тип (комплекс) женской одежды отличался количеством предметов, в него входивших, силуэтом и кроем, временем появления. Наиболее ярко различались северорусский и южнорусский варианты костюмов.
Характерный для южнорусского региона понёвный комплекс относят к наиболее старинному типу русских женских нарядов. Первые упоминания о нём датируются X веком. Само слово «панёва» в древние времена означало тканое полотно. Современное понятие понёвы — юбки из плотной ткани, стало встречаться несколько позднее. В дословном переводе понёва («понять, обнять») — набедренная женская одежда. Понёва могла быть как распашной, так и замкнутой, когда края полотнищ соприкасались, стянутые поясным шнурком.
Понёва надевалась поверх рубахи и состояла из нескольких полотнищ, чаще шерстяных. Наиболее распространённым вариантом ткани были чёрные полотна с вышитой цветными нитями клеткой. Интересным фактом считается то, что носили понёвы только замужние женщины. Молодые деревенские девушки ходили в рубахах. Для них существовал целый обряд «вскакивания в понёву», когда на один день они надевали «бабскую» юбку, объявляя себя невестами.
В южнорусских губерниях помимо понёвы в традиционный комплект входили: рубаха, в которой декорировалась плечевая и рукавная часть, передник, пояс (покромка), нагрудник, головной убор (сорока), лыковая или кожаная обувь. Будничные понёвы предназначались для ежедневного ношения, их декорированию не уделялось столько времени и материала, как обрядовым, праздничным вариантам этого вида одежды.
В каждом регионе складывались свои традиции декорирования понёв. Верхнесосенские изделия отличались необычным, петельчатым наложением нитей, коротоякские — крупными складками. В костюмы Сапожковского уезда обязательно входил белый шерстяной шушпан — кафтан-навершник, а россошанские понёвы в прошлом столетии активно использовались только во время обрядовых мероприятий.
Праздничная одежда богато украшалась вышивкой, тесьмой, настрочными полосками, кружевными вставками, блёстками, бусинами. Основными цветами в одежде были красный и белый. Оттенки красного могли варьироваться от тёмных до светлых. Так, на севере Руси красный цвет в женских костюмах мог уходить в глубокие малиновые тона. В южных регионах предпочтение отдавалось оранжево-красным оттенкам. Сами понёвы чаще шились из плотных тёмно-синих и чёрных тканей, придавая фигуре хозяйки стать и уверенность.
Наиболее ярким декором отличались понёвные комплексы на белгородчине и в деревнях Воронежской губернии. Из века в век на подолах понёв и фартуков, рукавах рубашек вышивались древние орнаменты, несущие смысловую нагрузку. В них присутствовали магические символы, истоки которых имели индоевропейское происхождение. Самые дорогие понёвы украшались меандром — повторяющимся извилистым орнаментом чёткой формы.
Характерный для южнорусского региона понёвный комплекс относят к наиболее старинному типу русских женских нарядов. Первые упоминания о нём датируются X веком. Само слово «панёва» в древние времена означало тканое полотно. Современное понятие понёвы — юбки из плотной ткани, стало встречаться несколько позднее. В дословном переводе понёва («понять, обнять») — набедренная женская одежда. Понёва могла быть как распашной, так и замкнутой, когда края полотнищ соприкасались, стянутые поясным шнурком.
Понёва надевалась поверх рубахи и состояла из нескольких полотнищ, чаще шерстяных. Наиболее распространённым вариантом ткани были чёрные полотна с вышитой цветными нитями клеткой. Интересным фактом считается то, что носили понёвы только замужние женщины. Молодые деревенские девушки ходили в рубахах. Для них существовал целый обряд «вскакивания в понёву», когда на один день они надевали «бабскую» юбку, объявляя себя невестами.
В южнорусских губерниях помимо понёвы в традиционный комплект входили: рубаха, в которой декорировалась плечевая и рукавная часть, передник, пояс (покромка), нагрудник, головной убор (сорока), лыковая или кожаная обувь. Будничные понёвы предназначались для ежедневного ношения, их декорированию не уделялось столько времени и материала, как обрядовым, праздничным вариантам этого вида одежды.
В каждом регионе складывались свои традиции декорирования понёв. Верхнесосенские изделия отличались необычным, петельчатым наложением нитей, коротоякские — крупными складками. В костюмы Сапожковского уезда обязательно входил белый шерстяной шушпан — кафтан-навершник, а россошанские понёвы в прошлом столетии активно использовались только во время обрядовых мероприятий.
Праздничная одежда богато украшалась вышивкой, тесьмой, настрочными полосками, кружевными вставками, блёстками, бусинами. Основными цветами в одежде были красный и белый. Оттенки красного могли варьироваться от тёмных до светлых. Так, на севере Руси красный цвет в женских костюмах мог уходить в глубокие малиновые тона. В южных регионах предпочтение отдавалось оранжево-красным оттенкам. Сами понёвы чаще шились из плотных тёмно-синих и чёрных тканей, придавая фигуре хозяйки стать и уверенность.
Наиболее ярким декором отличались понёвные комплексы на белгородчине и в деревнях Воронежской губернии. Из века в век на подолах понёв и фартуков, рукавах рубашек вышивались древние орнаменты, несущие смысловую нагрузку. В них присутствовали магические символы, истоки которых имели индоевропейское происхождение. Самые дорогие понёвы украшались меандром — повторяющимся извилистым орнаментом чёткой формы.