В Верхнемамонском районе, на юге Воронежской области, сложился своеобразный комплекс народного костюма. На его формирование оказало влияние смешение на одной территории культур украинцев, казаков и русских.
Центром местности было село Мамон, основанное в качестве сторожевой заставы в первой четверти XVIII века на левом притоке Дона — реке Мамонке. Позднее появилось еще одно поселение с таким же названием. Чтобы их различать, села стали именовать Верхним и Нижним Мамоном.
Традиционный костюм сохранял на этих землях самобытные черты вплоть до середины XX века. В ранний период женский наряд включал в себя рубаху, поневу, передник, верхнюю одежду и головной убор. Но со временем поневы носить перестали и заменили их длинными юбками, сшитыми из трех полотнищ. В качестве материала для шитья праздничной одежды использовали атлас, кашемир, штоф (такие юбки называли «штохвенными»), а для повседневной носки — ситец с кубовой набойкой.
Мамонские рубахи шились с прямыми поликами. Широкие рукава богато украшались вышивкой. Излюбленным мотивом был геометрический орнамент с ромбом в основе. В древности его изображение символизировало плодовитость — земли, женщин, растений. Поставленный на угол ромб называли «кругом», часто от его углов расходились прямые линии, оканчивающиеся крючками и завитками. В народе его называли «репьем».
Растительные узоры в вышивке Воронежского края были более характерны для костюма украинского населения. У русских они распространились во второй половине XIX века под влиянием соседей-украинцев, а также в связи с появлением в продаже относительно дешевых печатных альбомов и листков с орнаментами для вышивания.
Дополнял женский наряд удлиненный жилет на подкладке, со складками сзади — кухвайка. Ее шили из черного или синего сатина и украшали лентами, тесьмой.
В праздничный костюм замужней женщины входил кокошник. Село Верхний Мамон славилось их мастерицами. В Мамонском районе кокошники делали в виде высокой шапки с отделкой очелья золотным позументом. Поверх головного убора надевали шаль или платок.
Кокошник стоил дорого, и не каждая семья могла им обладать. Его бережно хранили и передавали по наследству. В особо торжественных случаях (например, на свадьбу) кокошники одалживали. В воскресные и менее праздничные дни женщины надевали шлык — мягкую шапочку из бархата, расшитую золотыми или серебряными нитями.
Центром местности было село Мамон, основанное в качестве сторожевой заставы в первой четверти XVIII века на левом притоке Дона — реке Мамонке. Позднее появилось еще одно поселение с таким же названием. Чтобы их различать, села стали именовать Верхним и Нижним Мамоном.
Традиционный костюм сохранял на этих землях самобытные черты вплоть до середины XX века. В ранний период женский наряд включал в себя рубаху, поневу, передник, верхнюю одежду и головной убор. Но со временем поневы носить перестали и заменили их длинными юбками, сшитыми из трех полотнищ. В качестве материала для шитья праздничной одежды использовали атлас, кашемир, штоф (такие юбки называли «штохвенными»), а для повседневной носки — ситец с кубовой набойкой.
Мамонские рубахи шились с прямыми поликами. Широкие рукава богато украшались вышивкой. Излюбленным мотивом был геометрический орнамент с ромбом в основе. В древности его изображение символизировало плодовитость — земли, женщин, растений. Поставленный на угол ромб называли «кругом», часто от его углов расходились прямые линии, оканчивающиеся крючками и завитками. В народе его называли «репьем».
Растительные узоры в вышивке Воронежского края были более характерны для костюма украинского населения. У русских они распространились во второй половине XIX века под влиянием соседей-украинцев, а также в связи с появлением в продаже относительно дешевых печатных альбомов и листков с орнаментами для вышивания.
Дополнял женский наряд удлиненный жилет на подкладке, со складками сзади — кухвайка. Ее шили из черного или синего сатина и украшали лентами, тесьмой.
В праздничный костюм замужней женщины входил кокошник. Село Верхний Мамон славилось их мастерицами. В Мамонском районе кокошники делали в виде высокой шапки с отделкой очелья золотным позументом. Поверх головного убора надевали шаль или платок.
Кокошник стоил дорого, и не каждая семья могла им обладать. Его бережно хранили и передавали по наследству. В особо торжественных случаях (например, на свадьбу) кокошники одалживали. В воскресные и менее праздничные дни женщины надевали шлык — мягкую шапочку из бархата, расшитую золотыми или серебряными нитями.