Традиционный костюм складывался на протяжении веков и отразил народное мировоззрение, быт и религию. На внешний вид платья влияло историческое развитие этноса, пути его переселения, иноземное влияние. Исследователи различают костюмы северных и южных русских губерний. К последним принадлежит Рязанская земля. Ее природные условия: сочетание лесных и степных районов, малонаселенность, трудная доступность Мещерского края — сформировали своеобразный наряд, отличающийся от других регионов.
Женский костюм Рязанской губернии состоял из рубахи, поневы, передника-запона, навершника и головного убора. Дополняли его нагрудные бисерные украшения: ожерелки, разметки. Особенность одежды рязанских крестьянок — разнообразие кроя. Рубаха имела множество вариаций: они шились с прямыми и косыми поликами или вовсе без них, с квадратной или треугольной ластовицей. Ткань у шеи обычно стягивали в сборку, но встречаются рубахи раннего времени с обычным прямым воротом.
Женский костюм Рязанской губернии состоял из рубахи, поневы, передника-запона, навершника и головного убора. Дополняли его нагрудные бисерные украшения: ожерелки, разметки. Особенность одежды рязанских крестьянок — разнообразие кроя. Рубаха имела множество вариаций: они шились с прямыми и косыми поликами или вовсе без них, с квадратной или треугольной ластовицей. Ткань у шеи обычно стягивали в сборку, но встречаются рубахи раннего времени с обычным прямым воротом.
Наряд носил сакральный характер, наиболее важные с этой точки зрения детали одежды (воротник, рукава, грудь, подол) украшались вышивкой с геометрическими мотивами, выполнявшей функцию оберега. Ее рисунки были заимствованы у природы, это отразилось в их названиях — «секирки», «мышиные дорожки», «елки», «лопухи». Реже использовалось «закладное» узорное ткачество. Постепенно древние верования исчезли из повседневной жизни, оставив традицию богатой декоративной отделки.
Девушка на фотографии одета в черную поневу в клетку, навершник: так называли верхнюю туникообразную одежду без застежек, типа кафтана, сшитую из домотканного полушерстяного материала. Он изготавливался из четырех полотнищ с клиньями по бокам и длинными рукавами на подкладке из холста. Навершники расшивались разноцветными лентами и гарусом. Их разновидностью был шушпан (шушун, шугай) — полукафтан.
Завершала женский образ рогатая кика. Она символизировала плодовитость, ее носили только молодые замужние женщины. Пожилые крестьянки меняли кику с рогами на безрогую. Сложный головной убор полностью закрывал волосы хозяйки. Он был составным: на стеганую кичку (волосник) надевали позатыльник с бисерной поднизью, поверх него — сороку с очельем. Кика дополнялась спускавшимися вдоль спины ткаными шнурами с кистями, по бокам от лица висели сделанные из гусиного пуха шарики — пушки.