Донские казаки всегда одевались ярко и оригинально, но вместе с тем элегантно. Различные исторические события влияли на уклад жизни, и традиционный казачий костюм неоднократно претерпевал изменения, но во все времена отличался красотой и сдержанностью. Неотъемлемой частью жизни донских казаков было военное искусство, что естественным образом отразилось в мужском казачьем костюме. Элементы военной формы можно найти и в повседневной одежде казаков. Ярким примером тому служат лампасы — широкие полосы по бокам шаровар.
Красные лампасы являются символом казачьего братства, олицетворяют смелость и свободный дух. По мнению некоторых исследователей, лампасы были заимствованы казаками у скифов, но народу больше по душе пришлась другая версия. Согласно легенде, в XIV веке царь пожаловал казакам ткань для изготовления одежды: красное сукно предназначалось для атаманов, а синее — для низших чинов. Однако казаки распорядились подарком по-своему и разделили ткань поровну — так, что каждый получил большой отрез синего сукна и немного красного материала. Синее полотно пошло на шаровары, а красного хватило только на небольшие боковые полоски — лампасы.
Сегодня донские казаки носят костюмы, напоминающие одежду предков — коренных поселенцев Дона до прихода Советской власти и массовых гонений. Старики рассказывали о том, что после красного террора люди боялись даже думать о казачестве, не говоря уже о том, чтобы носить казачьи народные костюмы. Но потомки не забыли традиции прадедов и спустя столетие вновь надели рубахи, шаровары с лампасами, чувяки и сапоги, которые носили казаки в XIX–XX веках.
Женский казачий костюм также представляет большой интерес для историков. В старые времена нижнедонские казаки жили богаче, чем жители Верхнего Дона, поэтому там для пошива одежды женщины покупали более дорогие заграничные материалы. Их костюмы были яркими, пестрыми, часто украшались вышивкой и необычными узорами. Верхнедонские казачки одевались просто, их костюмы напоминали одежду южнорусских народов. Но со временем эти различия стерлись.
Наряд современной донской казачки состоит из блузки и длинной юбки, так называемой «парочки». Покрой и дизайн казачьей блузки отличаются разнообразием. Она может быть приталенной или свободной, однотонной или украшенной оригинальной вышивкой. Юбка обычно имеет расклешенный крой, часто декорируется контрастной тесьмой и другими интересными элементами.
Красные лампасы являются символом казачьего братства, олицетворяют смелость и свободный дух. По мнению некоторых исследователей, лампасы были заимствованы казаками у скифов, но народу больше по душе пришлась другая версия. Согласно легенде, в XIV веке царь пожаловал казакам ткань для изготовления одежды: красное сукно предназначалось для атаманов, а синее — для низших чинов. Однако казаки распорядились подарком по-своему и разделили ткань поровну — так, что каждый получил большой отрез синего сукна и немного красного материала. Синее полотно пошло на шаровары, а красного хватило только на небольшие боковые полоски — лампасы.
Сегодня донские казаки носят костюмы, напоминающие одежду предков — коренных поселенцев Дона до прихода Советской власти и массовых гонений. Старики рассказывали о том, что после красного террора люди боялись даже думать о казачестве, не говоря уже о том, чтобы носить казачьи народные костюмы. Но потомки не забыли традиции прадедов и спустя столетие вновь надели рубахи, шаровары с лампасами, чувяки и сапоги, которые носили казаки в XIX–XX веках.
Женский казачий костюм также представляет большой интерес для историков. В старые времена нижнедонские казаки жили богаче, чем жители Верхнего Дона, поэтому там для пошива одежды женщины покупали более дорогие заграничные материалы. Их костюмы были яркими, пестрыми, часто украшались вышивкой и необычными узорами. Верхнедонские казачки одевались просто, их костюмы напоминали одежду южнорусских народов. Но со временем эти различия стерлись.
Наряд современной донской казачки состоит из блузки и длинной юбки, так называемой «парочки». Покрой и дизайн казачьей блузки отличаются разнообразием. Она может быть приталенной или свободной, однотонной или украшенной оригинальной вышивкой. Юбка обычно имеет расклешенный крой, часто декорируется контрастной тесьмой и другими интересными элементами.