В Тамбовской губернии для пошива мужской и женской одежды использовали домотканый холст и натуральную шерсть. Чуть позже начали применять ситец. Женщины самостоятельно изготавливали полотно для пошива одежды. Сложнее всего было управляться со льном, коноплей и шерстью. Все девушки и женщины занимались изготовлением полотна всю осень, зиму и первые дни весны. Девочкам поручалось разматывать нитки, после 12 лет они уже занимались прядением, а в 15 — белили холсты. Самую серьезную и почетную работу — ткачество — выполняли женщины 18—45 лет.
Работа начиналась по окончании сбора урожая. Пряжу красили в разные цвета. В костюмах Тамбовской губернии преобладали черный, синий, красный и оранжевый цвета. Окрашивали пряжу либо самостоятельно, либо отдавали профессиональным красильщикам. Во время Великого поста в избе появлялся большой ткацкий станок, и всю раннюю весну женщины изготавливали полотно для будущей одежды.
Техники использовались разные, но самым простым было обычное переплетение. Из льняной и конопляной ткани изготавливали холст. Большой популярностью пользовались шерстяные и полушерстяные ткани. Они использовались для пошива юбки-поневы и теплой одежды. Женщины шили одежду вручную, сшивая элементы между собой конопляными нитками. Фасоны зависели от ширины материала.
Женская одежда делилась по назначению: праздничная, будничная, свадебная и траурная. Тамбовский костюм включал в себя рубаху из домотканого полотна с косыми поликами, щедро декорированную вышивкой, затканкой (полоски ткани, нашитые на рукава), нарядными элементами из тесьмы и блесток. Для декорирования чаще всего использовалась вышивка крестом, в которой сочетались белый и красный оттенки. Также традиционная одежда состояла из поневы в клетку с отделкой цветными лентами, рубахи и передника, для головы была кичка или сорока.
Понева шилась из нескольких тканевых кусков темного цвета в клетку. Женщины надевали ее вместе с шушпаном — короткой нагрудной одеждой, или с «занавеской» — передником, надевающимся через голову. На центральную часть нагрудника нашивали нарядные вставки, тесьму, аппликации. Разрез горловины, ворот, оплечье, рукава, подол украшали вышивкой. Обязательной частью одежды был пояс, сотканный из цветной шерсти.
Каждый элемент одежды имел особый смысл. По женскому головному убору можно было определить семейное и имущественное положение его обладательницы. Молодые девушки запасались шелковыми лентами, имитирующими распущенные волосы. Крестьянская мужская и женская обувь почти не отличалась: обычно это были лапти, плетенные из лыка. За сезон один человек изнашивал не менее 20 пар.
Работа начиналась по окончании сбора урожая. Пряжу красили в разные цвета. В костюмах Тамбовской губернии преобладали черный, синий, красный и оранжевый цвета. Окрашивали пряжу либо самостоятельно, либо отдавали профессиональным красильщикам. Во время Великого поста в избе появлялся большой ткацкий станок, и всю раннюю весну женщины изготавливали полотно для будущей одежды.
Техники использовались разные, но самым простым было обычное переплетение. Из льняной и конопляной ткани изготавливали холст. Большой популярностью пользовались шерстяные и полушерстяные ткани. Они использовались для пошива юбки-поневы и теплой одежды. Женщины шили одежду вручную, сшивая элементы между собой конопляными нитками. Фасоны зависели от ширины материала.
Женская одежда делилась по назначению: праздничная, будничная, свадебная и траурная. Тамбовский костюм включал в себя рубаху из домотканого полотна с косыми поликами, щедро декорированную вышивкой, затканкой (полоски ткани, нашитые на рукава), нарядными элементами из тесьмы и блесток. Для декорирования чаще всего использовалась вышивка крестом, в которой сочетались белый и красный оттенки. Также традиционная одежда состояла из поневы в клетку с отделкой цветными лентами, рубахи и передника, для головы была кичка или сорока.
Понева шилась из нескольких тканевых кусков темного цвета в клетку. Женщины надевали ее вместе с шушпаном — короткой нагрудной одеждой, или с «занавеской» — передником, надевающимся через голову. На центральную часть нагрудника нашивали нарядные вставки, тесьму, аппликации. Разрез горловины, ворот, оплечье, рукава, подол украшали вышивкой. Обязательной частью одежды был пояс, сотканный из цветной шерсти.
Каждый элемент одежды имел особый смысл. По женскому головному убору можно было определить семейное и имущественное положение его обладательницы. Молодые девушки запасались шелковыми лентами, имитирующими распущенные волосы. Крестьянская мужская и женская обувь почти не отличалась: обычно это были лапти, плетенные из лыка. За сезон один человек изнашивал не менее 20 пар.