Особенность народного костюма Воронежской губернии заключается в том, что из-за большого наплыва приезжих он неоднократно претерпевал изменения. В Воронежскую губернию съезжались крестьяне из Тамбовских, Орловских и Московских земель, в XVII веке переселилось много украинцев. Каждый народ приезжал со своими традициями и вносил новые элементы в воронежский народный костюм.
Мужская и женская крестьянская одежда шилась из натуральных растительных волокон и тканей, полученных путем переработки животного сырья. Самыми популярными материалами для пошива одежды были шерсть, крапива и конопля. Большое значение придавалось цвету одежды. В нем отражались как эстетические предпочтения, так и образ жизни крестьян. В воронежском костюме преобладали три цвета: черный, белый и красный. Черный — цвет чернозема, символизировал кормилицу-землю, поэтому в Воронежской губернии он означал покой и радость в доме, достаток в семье и хозяйстве. Белый цвет был символом чистоты, обновления и победы духа над плотью, красный — красоты, любви и полноты жизни.
В противоположность женским нарядам мужской крестьянский костюм был достаточно простым, состоял из рубашки, пояса и черных штанов. Рубашка имела косой разрез на вороте, шилась из плотного материала синего или красного цвета, обязательно подпоясывалась. В XIX веке пояс стал неотъемлемым элементом мужского костюма, лишение пояса означало потерю чести. Помимо основной одежды, костюм крестьянина включал высокие сапоги и головной убор.
Мужские головные уборы в XIX веке шились из разных материалов и отличались разнообразием форм. В сельской местности широкое распространение получила «валенка», которую изготавливали путем валяния шерсти. Валенка имела коническую форму и полукруглый верх. Помимо валенок, крестьяне в межсезонье носили шерстяную шапку, именуемую «грешневик». В праздники сельчане надевали небольшие шляпы черного цвета, которые декорировали золотистыми и серебристыми нитями, яркими ленточками или цветками.
Летом русские и украинские крестьяне покрывали голову соломенными широкополыми шляпами, которые назывались «брыли». Зимой сельские мужчины надевали «треухи» — шерстяные шапки, утепленные мехом. В русских селах были популярны вязаные шапки из шерсти конической формы. Украинцы предпочитали носить высокие овчинные шапки, называемые «кучмой».
В начале XIX века в селах появился картуз фабричного производства, который к концу столетия постепенно вытеснил традиционные головные уборы, а в начале XX века на смену картузу пришла кепка.
Мужская и женская крестьянская одежда шилась из натуральных растительных волокон и тканей, полученных путем переработки животного сырья. Самыми популярными материалами для пошива одежды были шерсть, крапива и конопля. Большое значение придавалось цвету одежды. В нем отражались как эстетические предпочтения, так и образ жизни крестьян. В воронежском костюме преобладали три цвета: черный, белый и красный. Черный — цвет чернозема, символизировал кормилицу-землю, поэтому в Воронежской губернии он означал покой и радость в доме, достаток в семье и хозяйстве. Белый цвет был символом чистоты, обновления и победы духа над плотью, красный — красоты, любви и полноты жизни.
В противоположность женским нарядам мужской крестьянский костюм был достаточно простым, состоял из рубашки, пояса и черных штанов. Рубашка имела косой разрез на вороте, шилась из плотного материала синего или красного цвета, обязательно подпоясывалась. В XIX веке пояс стал неотъемлемым элементом мужского костюма, лишение пояса означало потерю чести. Помимо основной одежды, костюм крестьянина включал высокие сапоги и головной убор.
Мужские головные уборы в XIX веке шились из разных материалов и отличались разнообразием форм. В сельской местности широкое распространение получила «валенка», которую изготавливали путем валяния шерсти. Валенка имела коническую форму и полукруглый верх. Помимо валенок, крестьяне в межсезонье носили шерстяную шапку, именуемую «грешневик». В праздники сельчане надевали небольшие шляпы черного цвета, которые декорировали золотистыми и серебристыми нитями, яркими ленточками или цветками.
Летом русские и украинские крестьяне покрывали голову соломенными широкополыми шляпами, которые назывались «брыли». Зимой сельские мужчины надевали «треухи» — шерстяные шапки, утепленные мехом. В русских селах были популярны вязаные шапки из шерсти конической формы. Украинцы предпочитали носить высокие овчинные шапки, называемые «кучмой».
В начале XIX века в селах появился картуз фабричного производства, который к концу столетия постепенно вытеснил традиционные головные уборы, а в начале XX века на смену картузу пришла кепка.