Народные костюмы Острогожского уезда Смоленской губернии имеют свои особенности. Некоторые элементы не встречаются в одежде женщин других районов и по праву считаются культурным достоянием острогожских сел. На примере куклы, выполненной мастером Валентиной Горбачевой, можно убедиться, что местные женщины в ХVIII—ХIХ веках одевались с особым шиком и изяществом, которые были характерны и для повседневных нарядов.
В зависимости от статуса женщины рубаха дополнялась сарафаном или же поневой — шерстяной юбкой. Сарафаны носили преимущественно незамужние девушки или вдовы, а вот поневы предписывалось надевать женщинам после вступления в брак. Шились они из очень плотного домотканого полотна, преимущественно шерстяного. Причем в праздничном исполнении это была алая юбка в желтую или же белую клетку, а в повседневном варианте понева шилась из темной шерстяной ткани в красную клетку. Но любая юбка, и праздничная, и повседневная, обязательно дополнялась завеской. Ее расшивали с особой тщательностью по нижнему краю, используя тесьму, бисер или же цветные нитки. Наиболее сложным и трудоемким украшением считалась вышивка, которая имела сакральное значение. Молодые женщины использовали такие символы, как древо жизни, земля, цветы, чтобы в семье рождалось как можно больше детей. Женщины в возрасте украшали завески стилизованными животными и растениями — символом плодородия. Чаще всего использовались ромбовидные узоры, олицетворяющие языческого бога солнца.
Традиционный костюм женщин из села Шубного Острогожского района состоял из домотканой красной шерстяной юбки в полоску, белой рубахи с отделкой из тесьмы, белой завески (передника) с кружевной отделкой. Дополнял наряд плетеный пояс из тесьмы, края которого украшались вышивкой и бисером.
Даже в праздничном варианте острогожские женщины использовали белые рубахи из плотной холщовой ткани, рукава которых были присборены и украшены широким черным орнаментом. Это могла быть вышивка, но чаще всего использовалась тесьма, из которой создавались причудливые узоры. Чем богаче было украшение рукавов и белее рубаха, тем выше она занимала место в гардеробной иерархии женщины. Рубахи на каждый день, как правило, имели минимум украшений и шились из сероватой, а не белоснежной ткани. Примечательно, что и рукава в таких рубахах часто были короткими, чтобы одежда не сковывала движений и не мешала в работе. Вообще же в ХVIII веке в Острогожском районе использовалось более 10 различных фасонов женских рубах. Самый распространенный вариант — «блошница» из серой грубой ткани без отделки с длинными рукавами и длинным подолом, которая одновременно выполняла функции халата и ночной сорочки.
В зависимости от статуса женщины рубаха дополнялась сарафаном или же поневой — шерстяной юбкой. Сарафаны носили преимущественно незамужние девушки или вдовы, а вот поневы предписывалось надевать женщинам после вступления в брак. Шились они из очень плотного домотканого полотна, преимущественно шерстяного. Причем в праздничном исполнении это была алая юбка в желтую или же белую клетку, а в повседневном варианте понева шилась из темной шерстяной ткани в красную клетку. Но любая юбка, и праздничная, и повседневная, обязательно дополнялась завеской. Ее расшивали с особой тщательностью по нижнему краю, используя тесьму, бисер или же цветные нитки. Наиболее сложным и трудоемким украшением считалась вышивка, которая имела сакральное значение. Молодые женщины использовали такие символы, как древо жизни, земля, цветы, чтобы в семье рождалось как можно больше детей. Женщины в возрасте украшали завески стилизованными животными и растениями — символом плодородия. Чаще всего использовались ромбовидные узоры, олицетворяющие языческого бога солнца.
Аксессуарам острогожские женщины уделяли особое внимание и непременно дополняли свой гардероб длинными бусами из стекла или дерева, массивными серьгами и плетеными поясами. Для их изготовления обычно использовалась разноцветная тесьма, но в некоторых случаях — ленты или же обрезки тканей, из которых получались широкие праздничные кушаки.