С давних времен в праздновании Рождества Христова переплелись христианские и языческие обряды. В деревнях сохранился обычай колядования: в ночь под Рождество ряженые ходили по домам и пели славословия Христу или пожелания-колядки, а в ответ получали гостинцы или деньги. В картине «Христославы» Федот Сычков запечатлел деревенских ребятишек во время этого действия.
Хорошо зная быт и условия жизни крестьян, мастер создал правдивую картину о положении народа в начале ХХ века. Своей идеей и реалистичным исполнением картина «Христославы» близка к лучшим произведениям передвижников — художников из Товарищества художественных передвижных выставок, которые с особым состраданием относились к простому народу. Картины Ильи Репина, Василия Перова, Владимира Маковского постоянно рассказывали о бедной жизни простых людей. Но в «Христославах» Федота Сычкова, в отличие от работ передвижников, все же больше простого сочувствия к людям, чем критики существующего общественного строя.
Художник писал картину с подлинным чувством участия. Он и сам, вероятно, выступал когда-то в роли одного из таких мальчишек: так же одетый в поношенную одежду, приходил к односельчанам славить рождение Христа в надежде получить гостинцы.
Живописные работы и акварели Сычкова на тему христианских праздников особенно часто воспроизводили в популярных российских журналах рубежа XIX–XX веков. Их публиковали издания «Родина», «Нива», «Солнце России», «Лукоморье». Особенно много картин печатали на открытках — большей частью издания «Ришар». Они расходились огромными тиражами. Картины «Возвращение из церкви», «Катание на Масленице», «У церкви. На Пасху», «К обедне» участвовали в российских, столичных и международных выставках, охотно раскупали коллекционеры и любителя искусства.
К сожалению, местонахождение многих произведений осталось неизвестным даже самому художнику. Картину «Христославы» он неоднократно повторял. Ранняя работа 1910 года находится в Вологодской картинной галерее. Это полотно — авторское повторение 1935 года.
Хорошо зная быт и условия жизни крестьян, мастер создал правдивую картину о положении народа в начале ХХ века. Своей идеей и реалистичным исполнением картина «Христославы» близка к лучшим произведениям передвижников — художников из Товарищества художественных передвижных выставок, которые с особым состраданием относились к простому народу. Картины Ильи Репина, Василия Перова, Владимира Маковского постоянно рассказывали о бедной жизни простых людей. Но в «Христославах» Федота Сычкова, в отличие от работ передвижников, все же больше простого сочувствия к людям, чем критики существующего общественного строя.
Художник писал картину с подлинным чувством участия. Он и сам, вероятно, выступал когда-то в роли одного из таких мальчишек: так же одетый в поношенную одежду, приходил к односельчанам славить рождение Христа в надежде получить гостинцы.
Живописные работы и акварели Сычкова на тему христианских праздников особенно часто воспроизводили в популярных российских журналах рубежа XIX–XX веков. Их публиковали издания «Родина», «Нива», «Солнце России», «Лукоморье». Особенно много картин печатали на открытках — большей частью издания «Ришар». Они расходились огромными тиражами. Картины «Возвращение из церкви», «Катание на Масленице», «У церкви. На Пасху», «К обедне» участвовали в российских, столичных и международных выставках, охотно раскупали коллекционеры и любителя искусства.
К сожалению, местонахождение многих произведений осталось неизвестным даже самому художнику. Картину «Христославы» он неоднократно повторял. Ранняя работа 1910 года находится в Вологодской картинной галерее. Это полотно — авторское повторение 1935 года.