Работа «Эрзянка» — одна из последних картин художника, посвященных женскому национальному мордовскому костюму. Он изобразил не конкретную героиню, а обобщенный образ девушки-эрзянки — представительницы одной из этнических групп мордвы. Она одета в традиционные одежды: головной убор «шлыган» и богато украшенное платье. Поверх костюма накинут короткий полушубок.
Свою героиню художник поместил в хорошо знакомый ему зимний кочелаевский пейзаж: с горки в овраг скатываются дети в санях, на горизонте за утопающими в снегу избами виден фрагмент белого храма на фоне узкой полоски светлого неба.
Чтобы добавить картине естественности, Федот Сычков использовал свой любимый композиционный прием «у изгороди»: девушка легко опирается на горизонтальную жердь. Героиня как будто ненадолго остановилась перекинуться словом с окликнувшим ее человеком — и этим человеком становится зритель, ведь приветливая улыбка обращена именно к нему.
В подобных картинах художник очень тщательно подходил к изображению наряда. Он собирал детали народной мокшанской и эрзянской одежды, а если не удавалось приобрести оригинал, то делал зарисовки с пояснением цвета деталей. Вероятно, у него не получилось приобрести полный комплект мокшанской или эрзянской одежды, поэтому он написал костюм героини, используя отдельные детали наряда из своей коллекции.
В письме художнику Николаю Каменьщикову мастер признавался, что, хотя он русский по рождению, он очень любит прошлое мордвы и их национальные костюмы:
Свою героиню художник поместил в хорошо знакомый ему зимний кочелаевский пейзаж: с горки в овраг скатываются дети в санях, на горизонте за утопающими в снегу избами виден фрагмент белого храма на фоне узкой полоски светлого неба.
Чтобы добавить картине естественности, Федот Сычков использовал свой любимый композиционный прием «у изгороди»: девушка легко опирается на горизонтальную жердь. Героиня как будто ненадолго остановилась перекинуться словом с окликнувшим ее человеком — и этим человеком становится зритель, ведь приветливая улыбка обращена именно к нему.
В подобных картинах художник очень тщательно подходил к изображению наряда. Он собирал детали народной мокшанской и эрзянской одежды, а если не удавалось приобрести оригинал, то делал зарисовки с пояснением цвета деталей. Вероятно, у него не получилось приобрести полный комплект мокшанской или эрзянской одежды, поэтому он написал костюм героини, используя отдельные детали наряда из своей коллекции.
В письме художнику Николаю Каменьщикову мастер признавался, что, хотя он русский по рождению, он очень любит прошлое мордвы и их национальные костюмы: