В 1930 году русское село Кочелаево вместе с другими землями вошло в состав Мордовской автономной области. До этого оно относилось к Наровчатскому уезду Пензенской губернии, а с 1930-х годов стало принадлежать Ковылкинскому району Мордовской АССР. Дата стала точкой отсчета нового периода в творчестве Федота Сычкова. И в жизни родного художнику села, и на его полотнах появились новые героини: «Учительница-мордовка» 1937 года, «Трактористки-мордовки» 1938 года. Эти сюжеты еще крепче связали самого художника с культурой молодой национальной республики.
Для картины «Учительница-мордовка» позировала Софья Павловна Рябова, преподаватель в Мордовском педагогическом техникуме. Вместе со своими братьями Анатолием и Владимиром она входила в круг молодой национальной интеллигенции. В те годы Софья Павловна была замужем за Виктором Хрымовым — другом и учеником Федота Сычкова, первым председателем Союза художников Мордовии.
В работе «Учительница-мордовка» Федот Сычков отошел от традиционной для него схемы женского портрета с непременной широкой улыбкой. Он изобразил учительницу вдумчивой и серьезной. Строгость ее лица несколько неожиданно контрастирует с ярко-праздничными цветами портрета: художник обычно выбирал такие краски для беззаботных, веселых образов. Но в этой работе взгляд учительницы выражает спокойную уверенность и глубокую удовлетворенность своим делом: пристально и сосредоточенно смотрят умные глаза, брови чуть нахмурились, повинуясь внутреннему движению мысли. Этот контраст сглаживается тем, что художник привел работу к единому тону: нежный румянец на девичьих щеках и мордовский костюм с доминантой красного цвета удивительно гармонируют с ярким, залитым солнцем фоном.
Живописец очень точно передал черты внешности и внутреннего мира девушки. Но главная его задача была не в этом. В первую очередь мастер создал портрет-тип — образ типичного человека нового времени, представителя национальной интеллигенции. Такое смысловое обобщение наряду с сосуществущими на холсте контрастами и гармонией помогло расширить сюжет полотна: оно выходит за рамки изображения конкретного человека и рассказывает о целом срезе культуры Мордовии в определенный исторический момент.
Для картины «Учительница-мордовка» позировала Софья Павловна Рябова, преподаватель в Мордовском педагогическом техникуме. Вместе со своими братьями Анатолием и Владимиром она входила в круг молодой национальной интеллигенции. В те годы Софья Павловна была замужем за Виктором Хрымовым — другом и учеником Федота Сычкова, первым председателем Союза художников Мордовии.
В работе «Учительница-мордовка» Федот Сычков отошел от традиционной для него схемы женского портрета с непременной широкой улыбкой. Он изобразил учительницу вдумчивой и серьезной. Строгость ее лица несколько неожиданно контрастирует с ярко-праздничными цветами портрета: художник обычно выбирал такие краски для беззаботных, веселых образов. Но в этой работе взгляд учительницы выражает спокойную уверенность и глубокую удовлетворенность своим делом: пристально и сосредоточенно смотрят умные глаза, брови чуть нахмурились, повинуясь внутреннему движению мысли. Этот контраст сглаживается тем, что художник привел работу к единому тону: нежный румянец на девичьих щеках и мордовский костюм с доминантой красного цвета удивительно гармонируют с ярким, залитым солнцем фоном.
Живописец очень точно передал черты внешности и внутреннего мира девушки. Но главная его задача была не в этом. В первую очередь мастер создал портрет-тип — образ типичного человека нового времени, представителя национальной интеллигенции. Такое смысловое обобщение наряду с сосуществущими на холсте контрастами и гармонией помогло расширить сюжет полотна: оно выходит за рамки изображения конкретного человека и рассказывает о целом срезе культуры Мордовии в определенный исторический момент.