Федот Васильевич Сычков — известный советский и российский художник. С детства он проявлял способности к живописи. Работал в иконописной мастерской, писал фрески в церквях, выполнял портреты по фотографиям. Федот Сычков окончил Рисовальную школу и был вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге. После окончания учебы живет и работает в Санкт-Петербурге (1900–1917). В 1917 году художник вернулся на родину в село Кочелаево. Главной темой его творчества становится жизнь крестьян.
Для портрета «Школьница-отличница» мастеру позировала русская девочка Маша Фоменкова. Героиня одета не в школьную форму, как это уже было принято в 30-е годы в городских школах, а в мокшанский национальный костюм с многочисленными шейными и нагрудными украшениями из монет и бус и со сложным головным убором. Национальный костюм был взят художником специально из соседнего мордовского села Новое Пшенево. В руках у героини — раскрытый учебник. Лицо, озаренное чистой и светлой улыбкой, приветливо обращено к зрителю. Дополняют образ школьницы предметы интерьера — географическая карта, школьная холщовая сумка на стене, чернильница, ручка с пером и стопка учебников и тетрадей на столе.
Мария Фоменкова вспоминала, как художник работал над портретом. Федот Васильевич приглашал ее позировать только в солнечные дни, чтобы было ярко освещено лицо, сияли серебряные монеты и бусины нагрудных украшений, ярко читался не только узор головного убора, но и манера его повязки. Уважая труд художника, учителя школьницы даже отпускали ее с уроков на сеансы позирования. Позирование — непростое дело, особенно для детей, но она вспоминала, как художник во время сеанса рассказывал ей интересные истории, смешил ее, так что она улыбалась и смеялась постоянно. Это и надо было мастеру, мало кто из художников так умел писать улыбку, как Сычков. Ему это удавалось как никому, нет и следа вымученности или нарочитости на лицах его маленьких героев, они удивительно органичны и непосредственны в выражении своих чувств.
Маша Фоменкова, жившая по соседству с Сычковыми, частенько помогала семье художника, и они никогда не оставались в долгу. Мария Павловна оставила трогательные воспоминания о работе мастера над картинами, о взаимоотношении супругов между собой и с жителями Кочелаева.
Для портрета «Школьница-отличница» мастеру позировала русская девочка Маша Фоменкова. Героиня одета не в школьную форму, как это уже было принято в 30-е годы в городских школах, а в мокшанский национальный костюм с многочисленными шейными и нагрудными украшениями из монет и бус и со сложным головным убором. Национальный костюм был взят художником специально из соседнего мордовского села Новое Пшенево. В руках у героини — раскрытый учебник. Лицо, озаренное чистой и светлой улыбкой, приветливо обращено к зрителю. Дополняют образ школьницы предметы интерьера — географическая карта, школьная холщовая сумка на стене, чернильница, ручка с пером и стопка учебников и тетрадей на столе.
Мария Фоменкова вспоминала, как художник работал над портретом. Федот Васильевич приглашал ее позировать только в солнечные дни, чтобы было ярко освещено лицо, сияли серебряные монеты и бусины нагрудных украшений, ярко читался не только узор головного убора, но и манера его повязки. Уважая труд художника, учителя школьницы даже отпускали ее с уроков на сеансы позирования. Позирование — непростое дело, особенно для детей, но она вспоминала, как художник во время сеанса рассказывал ей интересные истории, смешил ее, так что она улыбалась и смеялась постоянно. Это и надо было мастеру, мало кто из художников так умел писать улыбку, как Сычков. Ему это удавалось как никому, нет и следа вымученности или нарочитости на лицах его маленьких героев, они удивительно органичны и непосредственны в выражении своих чувств.
Маша Фоменкова, жившая по соседству с Сычковыми, частенько помогала семье художника, и они никогда не оставались в долгу. Мария Павловна оставила трогательные воспоминания о работе мастера над картинами, о взаимоотношении супругов между собой и с жителями Кочелаева.