Этот портрет был выполнен в 1931 году. На нем запечатлен друг Федота Сычкова и его коллега-художник Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Сычков изобразил его без видимых атрибутов живописца: в руках у героя нет кистей и палитры. Пожилой человек, сидящий на садовой скамейке, ничуть не позирует: он погружен в спокойные мысли. Но сама техника портрета как будто намекает на характер творчества Ивана Горюшкина-Сорокопудова: исполненная в мягких тонах, деликатная по колориту, картина дает представление о том настроении, которое любил изображать художник. Мастер прославился пейзажами и историческими композициями — они отличались лирически-созерцательным характером.
У Федота Сычкова и Ивана Горюшкина-Сорокопудова была похожая судьба. Практически ровесники, они родились в беднейших крестьянских семьях: Сычков — у бурлака в селе Кочелаево в Пензенской губернии, Горюшкин — в селе Нащи в Тамбовской губернии, в семье солдата, который также подрабатывал бурлачеством. Федот потерял отца в 12 лет, Иван же осиротел еще раньше и воспитывался в семье дальних родственников, саратовских мещан Сорокопудовых. Их фамилию он присоединил к отцовской.
С малолетства оба познали горькую жизнь, полную нужды и унижений. Но эти испытания не сломили стойкую тягу к искусству. В юности талантливые провинциалы поступили в Санкт-Петербургское Высшее художественное училище живописи, ваяния и архитектуры при Академии художеств. Оба занимались у Павла Ковалевского и Ильи Репина. Последний высоко отзывался о них. В свою очередь, оба студента потом всю жизнь считали Репина главным учителем. Ко времени окончания Академии и Сычков, и Горюшкин-Сорокопудов были уже признанными и вполне обеспеченными мастерами. Их произведения экспонировались на престижных выставках. Столичные журналы не раз печатали их работы.
С 1908 года Горюшкин-Сорокопудов жил в Ивановке, Сычков же после 1917 года вернулся в Кочелаево. Художники переписывались, встречались на выставках в Москве, приезжали друг к другу в гости, вместе работали на пленэре. В одном из писем Сычков отмечал, что совместная работа и общение «должны развить сильную энергию и подъем к работе, творчеству — тут и соревнование, и многое, что дает настроение и наслаждение как художнику».
У Федота Сычкова и Ивана Горюшкина-Сорокопудова была похожая судьба. Практически ровесники, они родились в беднейших крестьянских семьях: Сычков — у бурлака в селе Кочелаево в Пензенской губернии, Горюшкин — в селе Нащи в Тамбовской губернии, в семье солдата, который также подрабатывал бурлачеством. Федот потерял отца в 12 лет, Иван же осиротел еще раньше и воспитывался в семье дальних родственников, саратовских мещан Сорокопудовых. Их фамилию он присоединил к отцовской.
С малолетства оба познали горькую жизнь, полную нужды и унижений. Но эти испытания не сломили стойкую тягу к искусству. В юности талантливые провинциалы поступили в Санкт-Петербургское Высшее художественное училище живописи, ваяния и архитектуры при Академии художеств. Оба занимались у Павла Ковалевского и Ильи Репина. Последний высоко отзывался о них. В свою очередь, оба студента потом всю жизнь считали Репина главным учителем. Ко времени окончания Академии и Сычков, и Горюшкин-Сорокопудов были уже признанными и вполне обеспеченными мастерами. Их произведения экспонировались на престижных выставках. Столичные журналы не раз печатали их работы.
С 1908 года Горюшкин-Сорокопудов жил в Ивановке, Сычков же после 1917 года вернулся в Кочелаево. Художники переписывались, встречались на выставках в Москве, приезжали друг к другу в гости, вместе работали на пленэре. В одном из писем Сычков отмечал, что совместная работа и общение «должны развить сильную энергию и подъем к работе, творчеству — тут и соревнование, и многое, что дает настроение и наслаждение как художнику».
Портрет Горюшкина-Сорокопудова был написан на его даче в Ивановке под Пензой. В собрании Пензенской картинной галереи также находится портрет Сычкова за мольбертом на этюдах — Горюшкин-Сорокопудов создал его в 1934 году.