На полотне «Трудный переход», созданном в 1912 году, Федот Сычков изобразил сцену возвращения грибников из леса. Герои несут корзины, доверху наполненные грибами и гроздьями рябины. Художник правдиво передал многообразие чувств персонажей: их тревогу, опасение, веселый смех. В разнообразии возрастов, характеров и костюмов — множество тонко подмеченных деталей, которые мог передать только человек, глубоко знающий и любящий жизнь этих людей. Бойкая молодица, согбенная старуха, с опаской переходящая ручей, невозмутимый парень — каждого героя художник наделил ярким характером.
Федот Сычков построил картину по двум диагоналям: по одной движется вереница людей, по другой течет неширокая река. Мастер расставил фигуры, чередуя склоненные и распрямившиеся позы, — это задало картине ритм, подчеркнуло подвижное балансирование людей на шатких жердочках мостика. Водная рябь также придает живость действию. Верхней рамой картины мастер срезал изображение осеннего леса, а нижней — часть мостков и ног юной сельчанки. Такая композиция создает впечатление выхваченного из жизни момента и максимально приближает зрителя к персонажам сцены: он невольно становится участником занимательного перехода через реку по неустойчивым мосткам из тонких осиновых бревен.
В коллекции музея находится множество эскизов, в которых запечатлены поиски этой композиции. Мастер создал немало этюдов с изображением разных действующих лиц и отдельных деталей. Позже Федот Сычков написал несколько повторений и вариантов этой картины. В 1911 году на Международной выставке в Риме (Exposizione internationale di Roma, Mostra di belle arti) одноименное полотно, датированное 1911 годом, получило поощрительную премию. Местонахождение этой работы, к сожалению, неизвестно. Авторское повторение 1912 года, представленное в постоянной экспозиции музея, было награждено в 1913 году на «Весенней выставке» в Санкт-Петербурге четвертой премией по бытовому жанру. Это полотно поступило в 1963 году из Государственного Русского музея в Ленинграде.
Федот Сычков построил картину по двум диагоналям: по одной движется вереница людей, по другой течет неширокая река. Мастер расставил фигуры, чередуя склоненные и распрямившиеся позы, — это задало картине ритм, подчеркнуло подвижное балансирование людей на шатких жердочках мостика. Водная рябь также придает живость действию. Верхней рамой картины мастер срезал изображение осеннего леса, а нижней — часть мостков и ног юной сельчанки. Такая композиция создает впечатление выхваченного из жизни момента и максимально приближает зрителя к персонажам сцены: он невольно становится участником занимательного перехода через реку по неустойчивым мосткам из тонких осиновых бревен.
В коллекции музея находится множество эскизов, в которых запечатлены поиски этой композиции. Мастер создал немало этюдов с изображением разных действующих лиц и отдельных деталей. Позже Федот Сычков написал несколько повторений и вариантов этой картины. В 1911 году на Международной выставке в Риме (Exposizione internationale di Roma, Mostra di belle arti) одноименное полотно, датированное 1911 годом, получило поощрительную премию. Местонахождение этой работы, к сожалению, неизвестно. Авторское повторение 1912 года, представленное в постоянной экспозиции музея, было награждено в 1913 году на «Весенней выставке» в Санкт-Петербурге четвертой премией по бытовому жанру. Это полотно поступило в 1963 году из Государственного Русского музея в Ленинграде.