«Портрет матери» написан в 1898 году, в это время Федот Сычков учился в Академии художеств в Петербурге. Картину он создал не на сеансах живого позирования, а по сделанным еще в Кочелаеве этюдам. Один из них находится в коллекции музея.
В центре композиции расположена фигура сидящей пожилой женщины. Художник особенно выделил ее натруженные руки и усталый, углубленный в себя взгляд. В слегка сгорбившейся позе чувствуется приниженность, задавленность жизнью — все то, что художник и сам испытал в детстве, когда вместе с матерью или с сестрой Дарьей «ходил с сумой» — просил подаяния.
В годы создания портрета Федот Сычков учился в классе батальной живописи у известных русских художников второй половины ХIХ века: Павла Ковалевского и Николая Кузнецова. Но военные сцены почти не встречаются в его творчестве: это не отвечало его душевной склонности. Гораздо больше его увлекала работа над созданием правдивых произведений о жизни народа. В этом стремлении он был близок к передвижничеству. Художники-передвижники, среди которых были Илья Репин, Василий Перов и другие, с особым состраданием относились к судьбам народа, к его боли и нищете.
Как многие молодые художники того времени, Федот Сычков мечтал учиться в мастерской Ильи Репина. Они даже были знакомы через мецената генерала Ивана Арапова. Известно, что студент неоднократно обращался к мэтру: в период учебы в Академии он пользовался его советами.
Художник посвятил воспоминаниям о Репине немало страниц — они исписаны мелким почерком в небольшом блокноте с коленкоровой обложкой, который хранится в архиве музея.
В центре композиции расположена фигура сидящей пожилой женщины. Художник особенно выделил ее натруженные руки и усталый, углубленный в себя взгляд. В слегка сгорбившейся позе чувствуется приниженность, задавленность жизнью — все то, что художник и сам испытал в детстве, когда вместе с матерью или с сестрой Дарьей «ходил с сумой» — просил подаяния.
В годы создания портрета Федот Сычков учился в классе батальной живописи у известных русских художников второй половины ХIХ века: Павла Ковалевского и Николая Кузнецова. Но военные сцены почти не встречаются в его творчестве: это не отвечало его душевной склонности. Гораздо больше его увлекала работа над созданием правдивых произведений о жизни народа. В этом стремлении он был близок к передвижничеству. Художники-передвижники, среди которых были Илья Репин, Василий Перов и другие, с особым состраданием относились к судьбам народа, к его боли и нищете.
Как многие молодые художники того времени, Федот Сычков мечтал учиться в мастерской Ильи Репина. Они даже были знакомы через мецената генерала Ивана Арапова. Известно, что студент неоднократно обращался к мэтру: в период учебы в Академии он пользовался его советами.
Художник посвятил воспоминаниям о Репине немало страниц — они исписаны мелким почерком в небольшом блокноте с коленкоровой обложкой, который хранится в архиве музея.