«Водосвятие» — последнее большое полотно, написанное Федотом Сычковым в Петрограде. Он создал его в 1916 году, за год до возвращения на родину. Картина посвящена церковному обряду освящения воды — «Малому Водосвятию», которое жители его родного Кочелаева совершали в один из дней сельского храмового праздника. Воде в этот день приписывались благодатные свойства — очистительные, целебные, оберегающие от «порчи и сглазу». На полотне изображена часть этого обряда — Крестный ход. Событие собрало почти всех жителей села у реки Мокши: люди черпают воду и несут ее в ведрах и кувшинах в сторону церкви.
При построении композиции автор использовал интересный прием: он сопоставил движение людского и водного потоков. Слившись воедино на переднем плане, два потока, двигаясь по обе стороны холма, опять соединяются в глубине картины возле храма с колокольней.
Сюжет на тему Крестного хода был очень востребован у русских живописцев XIX — начала XX века. В произведениях художников разных направлений он приобретал самый непохожий друг на друга характер: от идиллического и романтического до реалистического и антицерковного. Картина Сычкова «Водосвятие» не содержит тех проблем, которые поднимали, например, Василий Перов и Илья Репин в своих полотнах. В работе нет обличения существующего строя или конфликтных событий — мастер сосредоточился на праздничной стороне жизни. Его произведения на религиозные темы были продолжением любимой им бытовой живописи, слегка идеализирующей жизнь народа. Но при этом нельзя сказать, что картина посвящена всего лишь бытовому эпизоду. Автор создал величественную композицию со множеством фигур, в которой жизнь людей и природы соотносится с Божественным началом. Художник стремился передать поэтическое видение религиозного шествия, духовную красоту народа.
Мастер тщательно готовился к осуществлению своего замысла, подолгу наблюдая за настоящими церковными шествиями. В фондах музея сохранился этюдный материал — фотографии, сделанные во время храмовых праздников, крестного хода, водоосвящения в Мокше. Работая над картиной, художник оттачивал каждую деталь, доводя ее до совершенства. Облик, жесты, движения моделей схвачены с большой точностью и непосредственностью.
При построении композиции автор использовал интересный прием: он сопоставил движение людского и водного потоков. Слившись воедино на переднем плане, два потока, двигаясь по обе стороны холма, опять соединяются в глубине картины возле храма с колокольней.
Сюжет на тему Крестного хода был очень востребован у русских живописцев XIX — начала XX века. В произведениях художников разных направлений он приобретал самый непохожий друг на друга характер: от идиллического и романтического до реалистического и антицерковного. Картина Сычкова «Водосвятие» не содержит тех проблем, которые поднимали, например, Василий Перов и Илья Репин в своих полотнах. В работе нет обличения существующего строя или конфликтных событий — мастер сосредоточился на праздничной стороне жизни. Его произведения на религиозные темы были продолжением любимой им бытовой живописи, слегка идеализирующей жизнь народа. Но при этом нельзя сказать, что картина посвящена всего лишь бытовому эпизоду. Автор создал величественную композицию со множеством фигур, в которой жизнь людей и природы соотносится с Божественным началом. Художник стремился передать поэтическое видение религиозного шествия, духовную красоту народа.
Мастер тщательно готовился к осуществлению своего замысла, подолгу наблюдая за настоящими церковными шествиями. В фондах музея сохранился этюдный материал — фотографии, сделанные во время храмовых праздников, крестного хода, водоосвящения в Мокше. Работая над картиной, художник оттачивал каждую деталь, доводя ее до совершенства. Облик, жесты, движения моделей схвачены с большой точностью и непосредственностью.