«Подружки» — одна из многочисленных работ Федота Сычкова, посвященная крестьянскому быту Мордовии. Это повторение его ранней картины «За работой. Подруги. 1935». Второе полотно было написано художником в возрасте 83 лет. В музей экспонат поступил в 1969 году. Входил в личный архив Ф. Ф Советкина — доктора педагогических наук, заслуженного деятеля науки МАССР.
Сычков был самобытным живописцем, мастером лессировочной техники (нанесение тонких слоев краски друг на друга). Основные линии в его творчестве — жизнь и быт крестьян. «Я люблю изображать простых людей не только в труде, но и показывать их жизнерадостность, веселье, игры», — писал художник. В неиссякаемом оптимизме простого народа видел огромную созидательную силу. Мастер не стремился к изображению совершенной красоты. Он создавал на холсте повседневные и привычные образы.
Его вдохновляли реальные персонажи, о чем сохранились воспоминания самих «натурщиц» — жительниц села Кочелаева, где родился Сычков. Например, Софья Чижикова вспоминает, как мастер сидел под кустом с мольбертом и рисовал ее с подружками, купающимися в реке. Его излюбленными типажами были дородные улыбчивые крестьянки, которые смотрели открыто, с задором и кокетством. Именно их он запечатлел в двух версиях своей картины.
Двухфигурная композиция была характерной для творчества Федота Сычкова. На полотне «Подружки» также изображены два образа. Их объединяют общее приподнятое настроение и привычная среда. Персонаж в углу, скорее, вспомогательный, чтобы придать сюжету завершенность. На первый план выходит молодая девушка с прялкой, которая несет главный смысловой и эмоциональный посыл. Здесь нашел отражение и любимый ракурс мастера — поворот в три четверти и «срез» фигуры по колено.
Крестьянки облачены в национальные мордовские костюмы. С образованием автономии Сычков стал первым художником, который начал создавать яркие и запоминающиеся женские образы. В конце 1930-х годов он был удостоен звания заслуженного деятеля искусств МАССР и получил персональную пенсию. Но появление в его творчестве мордовских мотивов не было ответным шагом на признание властей. В одном из писем художник признавался, что он «чисто русский и мало от роду видел мордву». Но глубоко был заинтересован в быте и истории этого народа.
Мастер изучал уклад и традиции мордовских крестьян. Это было необходимо для создания реалистичного, достоверного фона. В картине «Подружки» он поместил героинь в привычную среду — крестьянскую избу с ее неизменными атрибутами. Критики считают, что у художника мало композиционных находок. Изображение фона на картинах часто выстраивается из одинаковых элементов. Но это не говорит об отсутствии творческой фантазии. Сами героини Сычкова — люди простые. И окружены они тем, что видят в своей повседневной жизни.
Сычков был самобытным живописцем, мастером лессировочной техники (нанесение тонких слоев краски друг на друга). Основные линии в его творчестве — жизнь и быт крестьян. «Я люблю изображать простых людей не только в труде, но и показывать их жизнерадостность, веселье, игры», — писал художник. В неиссякаемом оптимизме простого народа видел огромную созидательную силу. Мастер не стремился к изображению совершенной красоты. Он создавал на холсте повседневные и привычные образы.
Его вдохновляли реальные персонажи, о чем сохранились воспоминания самих «натурщиц» — жительниц села Кочелаева, где родился Сычков. Например, Софья Чижикова вспоминает, как мастер сидел под кустом с мольбертом и рисовал ее с подружками, купающимися в реке. Его излюбленными типажами были дородные улыбчивые крестьянки, которые смотрели открыто, с задором и кокетством. Именно их он запечатлел в двух версиях своей картины.
Двухфигурная композиция была характерной для творчества Федота Сычкова. На полотне «Подружки» также изображены два образа. Их объединяют общее приподнятое настроение и привычная среда. Персонаж в углу, скорее, вспомогательный, чтобы придать сюжету завершенность. На первый план выходит молодая девушка с прялкой, которая несет главный смысловой и эмоциональный посыл. Здесь нашел отражение и любимый ракурс мастера — поворот в три четверти и «срез» фигуры по колено.
Крестьянки облачены в национальные мордовские костюмы. С образованием автономии Сычков стал первым художником, который начал создавать яркие и запоминающиеся женские образы. В конце 1930-х годов он был удостоен звания заслуженного деятеля искусств МАССР и получил персональную пенсию. Но появление в его творчестве мордовских мотивов не было ответным шагом на признание властей. В одном из писем художник признавался, что он «чисто русский и мало от роду видел мордву». Но глубоко был заинтересован в быте и истории этого народа.
Мастер изучал уклад и традиции мордовских крестьян. Это было необходимо для создания реалистичного, достоверного фона. В картине «Подружки» он поместил героинь в привычную среду — крестьянскую избу с ее неизменными атрибутами. Критики считают, что у художника мало композиционных находок. Изображение фона на картинах часто выстраивается из одинаковых элементов. Но это не говорит об отсутствии творческой фантазии. Сами героини Сычкова — люди простые. И окружены они тем, что видят в своей повседневной жизни.