Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры Музея Эрьзи»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Любовь

Время создания
1955 год
Размер
30.5х28х26.5 см
Техника
альгарробо
4
Открыть в приложении
#3
Эрьзя С. Д.
Любовь
#4
Степан Эрьзя редко говорил о самом сокровенном на языке скульптуры. И старался избегать излишней персонализации своих образов. Тем ценнее и интереснее одна из его поздних работ «Любовь», созданная в 1955 году. В ней автор запечатлел себя и свою Музу. Образы статичные, но живые и пластичные. Как дерево в руках опытного мастера. 

Имя Эрзьи неразрывно связано с техникой кебрачо и альгарробо. Это породы субтропических деревьев, с которыми он работал в Аргентине. Сохранилось множество скульптур из этой тяжелой высокопрочной древесины. Материал вдохновил автора на создание его главных скульптурных работ. В основном он использовал кебрачо. Но в долгий период жизни в Южной Америке открыл для себя и альгарробо. Из этой уникальной и почти не поддающейся обработке древесины выполнена и его лирическая композиция «Любовь». 

Двойная скульптура стала воплощением духовного и идейного единения мужчины и женщины. Такой композиционный прием наглядно выражает авторскую идею: любовь соединяет нераздельно. Но герои скульптуры смотрят в разные стороны. И между ними — стена. Хотя в их образах нет безысходности. Это больше напоминает светлую печаль. Работа была создана на закате жизни. Сам художник запечатлел себя в зрелом возрасте. Ему хорошо знаком этот классический «мезальянс» молодости и зрелости. 

В отличие от большинства работ, в этой композиции нет выраженной экспрессии. Не ощущается того возвышенного романтизма и чувства полета, которые можно заметить в других работах Эрьзи. Даже по образной и пластической концепции скульптура сдержанная и обтекаемая. Есть мнение, что такой подачей автор пытался вписаться в соцреализм и советское культурное пространство. В 1950-х годах он вернулся в Советский Союз, что не могло не повлиять на его творчество. 

Но подобный прием был выбран, скорее, для более привычного восприятия широкой аудиторией. Мастеру важно было выразить внутреннее состояние героев через их внешнее спокойствие. И достичь максимальной художественной правды. Скульптура «Любовь» интересна и тем, что это не абстрактные образы мужчины и женщины, а вполне реальные герои. В образе мужчины Эрьзя изобразил себя — умудренного опытом и годами мастера. Он уже прошел свой путь и видит впереди его логическое завершение. 

А молодая девушка смотрит наверх, она полна надежд. От детализации героини мастер отказался. Он создал пластический объемный образ, сглаженное обобщенное лицо. Однако исследователи нашли в ней черты его любимой женщины, с которой он жил в Париже. Она не знала ни слова на русском, а Эрьзя не говорил на французском. Но для языка любви нет никаких преград. Семьи у них не сложилось, ведь он всегда был «женат» на своей скульптуре. Это сожаление об упущенных возможностях неоднократно посещало мастера на склоне дней. 

Скульптуру «Любовь» можно рассматривать в разных контекстах. Как воплощение идеи Творца и Музы, Мужчины и Женщины, Зрелости и Молодости. Но все эти идеи неотделимы, как и главные герои композиции.
#5
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Любовь

Время создания
1955 год
Размер
30.5х28х26.5 см
Техника
альгарробо
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Эрьзя С.Д. Коллекция работ

Портрет матери
Портрет матери
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Фантазия
Фантазия
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Автопортрет
Автопортрет
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Жертвы революции 1905 года
Жертвы революции 1905 года
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Голова мордовки
Голова мордовки
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Калипсо
Калипсо
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Автопортрет
Автопортрет
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Обнаженная
Обнаженная
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Летящий
Летящий
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Леда и Лебедь
Леда и Лебедь
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Ева
Ева
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Портрет отца скульптора
Портрет отца скульптора
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Моисей
Моисей
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Отдых
Отдых
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Александр Невский
Александр Невский
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Портрет Шакен Ахметжановой (Казашка)
Портрет Шакен Ахметжановой (Казашка)
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Микеланджело
Микеланджело
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Монашенка
Монашенка
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Женский портрет
Женский портрет
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Эрзянка
Эрзянка
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%