Степан Эрьзя редко говорил о самом сокровенном на языке скульптуры. И старался избегать излишней персонализации своих образов. Тем ценнее и интереснее одна из его поздних работ «Любовь», созданная в 1955 году. В ней автор запечатлел себя и свою Музу. Образы статичные, но живые и пластичные. Как дерево в руках опытного мастера.
Имя Эрзьи неразрывно связано с техникой кебрачо и альгарробо. Это породы субтропических деревьев, с которыми он работал в Аргентине. Сохранилось множество скульптур из этой тяжелой высокопрочной древесины. Материал вдохновил автора на создание его главных скульптурных работ. В основном он использовал кебрачо. Но в долгий период жизни в Южной Америке открыл для себя и альгарробо. Из этой уникальной и почти не поддающейся обработке древесины выполнена и его лирическая композиция «Любовь».
Двойная скульптура стала воплощением духовного и идейного единения мужчины и женщины. Такой композиционный прием наглядно выражает авторскую идею: любовь соединяет нераздельно. Но герои скульптуры смотрят в разные стороны. И между ними — стена. Хотя в их образах нет безысходности. Это больше напоминает светлую печаль. Работа была создана на закате жизни. Сам художник запечатлел себя в зрелом возрасте. Ему хорошо знаком этот классический «мезальянс» молодости и зрелости.
В отличие от большинства работ, в этой композиции нет выраженной экспрессии. Не ощущается того возвышенного романтизма и чувства полета, которые можно заметить в других работах Эрьзи. Даже по образной и пластической концепции скульптура сдержанная и обтекаемая. Есть мнение, что такой подачей автор пытался вписаться в соцреализм и советское культурное пространство. В 1950-х годах он вернулся в Советский Союз, что не могло не повлиять на его творчество.
Но подобный прием был выбран, скорее, для более привычного восприятия широкой аудиторией. Мастеру важно было выразить внутреннее состояние героев через их внешнее спокойствие. И достичь максимальной художественной правды. Скульптура «Любовь» интересна и тем, что это не абстрактные образы мужчины и женщины, а вполне реальные герои. В образе мужчины Эрьзя изобразил себя — умудренного опытом и годами мастера. Он уже прошел свой путь и видит впереди его логическое завершение.
А молодая девушка смотрит наверх, она полна надежд. От детализации героини мастер отказался. Он создал пластический объемный образ, сглаженное обобщенное лицо. Однако исследователи нашли в ней черты его любимой женщины, с которой он жил в Париже. Она не знала ни слова на русском, а Эрьзя не говорил на французском. Но для языка любви нет никаких преград. Семьи у них не сложилось, ведь он всегда был «женат» на своей скульптуре. Это сожаление об упущенных возможностях неоднократно посещало мастера на склоне дней.
Скульптуру «Любовь» можно рассматривать в разных контекстах. Как воплощение идеи Творца и Музы, Мужчины и Женщины, Зрелости и Молодости. Но все эти идеи неотделимы, как и главные герои композиции.
Имя Эрзьи неразрывно связано с техникой кебрачо и альгарробо. Это породы субтропических деревьев, с которыми он работал в Аргентине. Сохранилось множество скульптур из этой тяжелой высокопрочной древесины. Материал вдохновил автора на создание его главных скульптурных работ. В основном он использовал кебрачо. Но в долгий период жизни в Южной Америке открыл для себя и альгарробо. Из этой уникальной и почти не поддающейся обработке древесины выполнена и его лирическая композиция «Любовь».
Двойная скульптура стала воплощением духовного и идейного единения мужчины и женщины. Такой композиционный прием наглядно выражает авторскую идею: любовь соединяет нераздельно. Но герои скульптуры смотрят в разные стороны. И между ними — стена. Хотя в их образах нет безысходности. Это больше напоминает светлую печаль. Работа была создана на закате жизни. Сам художник запечатлел себя в зрелом возрасте. Ему хорошо знаком этот классический «мезальянс» молодости и зрелости.
В отличие от большинства работ, в этой композиции нет выраженной экспрессии. Не ощущается того возвышенного романтизма и чувства полета, которые можно заметить в других работах Эрьзи. Даже по образной и пластической концепции скульптура сдержанная и обтекаемая. Есть мнение, что такой подачей автор пытался вписаться в соцреализм и советское культурное пространство. В 1950-х годах он вернулся в Советский Союз, что не могло не повлиять на его творчество.
Но подобный прием был выбран, скорее, для более привычного восприятия широкой аудиторией. Мастеру важно было выразить внутреннее состояние героев через их внешнее спокойствие. И достичь максимальной художественной правды. Скульптура «Любовь» интересна и тем, что это не абстрактные образы мужчины и женщины, а вполне реальные герои. В образе мужчины Эрьзя изобразил себя — умудренного опытом и годами мастера. Он уже прошел свой путь и видит впереди его логическое завершение.
А молодая девушка смотрит наверх, она полна надежд. От детализации героини мастер отказался. Он создал пластический объемный образ, сглаженное обобщенное лицо. Однако исследователи нашли в ней черты его любимой женщины, с которой он жил в Париже. Она не знала ни слова на русском, а Эрьзя не говорил на французском. Но для языка любви нет никаких преград. Семьи у них не сложилось, ведь он всегда был «женат» на своей скульптуре. Это сожаление об упущенных возможностях неоднократно посещало мастера на склоне дней.
Скульптуру «Любовь» можно рассматривать в разных контекстах. Как воплощение идеи Творца и Музы, Мужчины и Женщины, Зрелости и Молодости. Но все эти идеи неотделимы, как и главные герои композиции.