Художник учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, с успехом выставлялся в Венеции, Милане, Мюнхене, Ницце, Риме. В России в Екатеринбурге работал над осуществлением плана монументальной пропаганды. В Новороссийске, Геленджике, Батуми, Баку создавал монументальную и станковую скульптуру. Более 20 лет работал в Аргентине, участвовал в различных художественных выставках, организовывал персональные выставки.
Образ мордовской женщины привлекал многих российских художников, но наиболее органичное и оригинальное его истолкование представил Степан Эрьзя. Женские образы, прежде всего портреты, в его творчестве составляют самую многочисленную группу. Среди них есть изображения известных личностей, безымянные портреты, и, кроме того, образно обобщающие произведения.
Эрьзя создает собственную оригинальную концепцию национального образа. Одним из первых среди мастеров русской пластики XX века он обращается к изображению представителей малочисленных народов, делая при этом акцент не столько на этническом характере модели, сколько на ее психологизме.
Женщина в портретах Эрьзи — собирательный образ, символ вечности и неувядающей прелести. Эти качества с особой любовью и трепетом запечатлел мастер в скульптуре «Голова мордовки». «Голова» — обобщенное представление о мордовской женщине, олицетворяющее ее силу, душевную стойкость, красоту. Женская красота для Эрьзи — это вечная и переменчивая красота самой природы. Облик мордовки возвышен и чувственен, в нем отражено духовное и нравственное богатство героини, ее уникальность и неповторимость. В руках мастера даже такой сложный для скульптуры материал, как железобетон, наполняется ощущением жизни и внутреннего трепета. В поисках внешней гармонии скульптор корректирует образ в соответствии со своим идеалом красоты и способностью передать любое настроение.