«Монашенка» — лаконичный, но психологически глубокий образ. Поверхность скульптуры безупречно отполирована, состоит из плавных закругленных линий, силуэт мягкий, без острых углов. Кебрачо — особо твердая порода древесины, которую мастер привез из Аргентины и сам разработал технику для работы с ней. На поверхности нет сколов и трещин, убраны все естественные наросты. Способ обработки подчеркивает ценность и естественную красоту материала, а скульптура выглядит как будто живая.
Такой прием рождает образ женщины, отрешенной от мирской жизни, исполненной внутренней духовной глубины. Важную роль в создании законченного образа играют свет и тени: смотря на произведение под разными углами, зритель испытывает разные ощущения, открывает новые грани.
Прообразом для своей скульптуры Эрьзя выбрал реальную монахиню — Терезу из Лизьё. Девушка прославилась лишь после своей смерти благодаря автобиографической книге «История одной души», которая в 1900-х годах выпускалась огромными тиражами по всей Европе. Основная мысль произведения — «малый путь»: даже скромными пожертвованиями можно прийти к святости, не обязательно совершать подвиги.
«Любовь можно доказать поступками; а как я должна проявлять свою любовь? Я не могу совершить великих деяний. Единственный способ доказать мою любовь — это разбрасывать цветы, и эти цветы будут маленькими пожертвованиями, как и каждый мой взгляд, слово и все мои внешне непримечательные поступки, которые я буду совершать ради любви», — писала Тереза.
Степан Эрьзя обладал талантом точно передавать тончайшие душевные движения героев каждой своей скульптуры, и «Монашенка» не исключение. Во всех работах прослеживается внутренняя схожесть, несмотря на разные портретные характеристики, психологические структуры, темперамент и настроение.
Эта схожесть — трагическая нота авторского «я», которая улавливается в каждом произведении скульптора. Отличительная черта творчества Степана Эрьзи обусловлена жизненными обстоятельствами. Невзгоды и душевные переживания людей с тонкой нервной организацией максимально обостряют их чувства и делают восприимчивыми к страданиям других. Поэтому именно те художники, на долю которых выпало испить полную чашу страданий, создают искусство, потрясающее нас глубиной и драматизмом. Живший в сложный переломный момент рубежа веков, а затем долгие годы вдали от родины, Эрьзя создал большую серию работ, сильных своей эмоциональной выразительностью.
Такой прием рождает образ женщины, отрешенной от мирской жизни, исполненной внутренней духовной глубины. Важную роль в создании законченного образа играют свет и тени: смотря на произведение под разными углами, зритель испытывает разные ощущения, открывает новые грани.
Прообразом для своей скульптуры Эрьзя выбрал реальную монахиню — Терезу из Лизьё. Девушка прославилась лишь после своей смерти благодаря автобиографической книге «История одной души», которая в 1900-х годах выпускалась огромными тиражами по всей Европе. Основная мысль произведения — «малый путь»: даже скромными пожертвованиями можно прийти к святости, не обязательно совершать подвиги.
«Любовь можно доказать поступками; а как я должна проявлять свою любовь? Я не могу совершить великих деяний. Единственный способ доказать мою любовь — это разбрасывать цветы, и эти цветы будут маленькими пожертвованиями, как и каждый мой взгляд, слово и все мои внешне непримечательные поступки, которые я буду совершать ради любви», — писала Тереза.
Степан Эрьзя обладал талантом точно передавать тончайшие душевные движения героев каждой своей скульптуры, и «Монашенка» не исключение. Во всех работах прослеживается внутренняя схожесть, несмотря на разные портретные характеристики, психологические структуры, темперамент и настроение.
Эта схожесть — трагическая нота авторского «я», которая улавливается в каждом произведении скульптора. Отличительная черта творчества Степана Эрьзи обусловлена жизненными обстоятельствами. Невзгоды и душевные переживания людей с тонкой нервной организацией максимально обостряют их чувства и делают восприимчивыми к страданиям других. Поэтому именно те художники, на долю которых выпало испить полную чашу страданий, создают искусство, потрясающее нас глубиной и драматизмом. Живший в сложный переломный момент рубежа веков, а затем долгие годы вдали от родины, Эрьзя создал большую серию работ, сильных своей эмоциональной выразительностью.