Важную роль в выборе направления жизненного пути Степана Эрьзи сыграло знакомство с произведениями современных ему русских художников во время нижегородской XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года. Ее посетило более девятисот тысяч человек. Среди них был и двадцатилетний Степан Нефедов — будущий скульптор Эрьзя.
Семьдесят павильонов выставки оформляли лучшие из мастеров: архитекторы, живописцы, ваятели. В художественном павильоне были показаны работы крупнейших живописцев: Ильи Репина, Василия Сурикова, Григория Мясоедова, Константина Маковского. По просьбе мецената Саввы Мамонтова, курировавшего работу павильона, художник Михаил Врубель представил на выставке два монументальных панно: «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович». Но жюри не приняло эти работы, сочтя их недостойными выставки. Тогда Савва Мамонтов распорядился построить для произведений Врубеля отдельный павильон.
Степану Нефедову открылось искусство, полное реалистической мощи, окрыленное поэзией условности и звучной метафоры. Именно после знакомства с работами Врубеля он решил стать художником и через несколько лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали многие из участвовавших в выставке живописцев.
Во время учебы Степан Нефедов выбрал псевдоним и стал подписывать свои работы «Эрьзя» в знак принадлежности к мордовскому этносу и его художественным традициям. У молодого ваятеля было хорошо развито ощущение материала — одно из наиболее важных качеств скульптора. Он заранее представлял себе, как его замысел будет реализован в мраморе, железобетоне или дереве. Это чувство в дальнейшем он разовьет до совершенства.
В поисках новых материалов для творчества в 1920-х годах Эрьзя отправился на Кавказ. Здесь он попробовал работать с новым для себя деревом грецкого (кавказского) ореха и кавказского дуба. Благодаря их широкой пластической палитре скульптор использовал их в качестве самостоятельных материалов для творчества. Твердая древесина вынуждала творить в крупных, обобщенных формах и позволяла широко применять полировку. В Геленджике Степан Эрьзя создал скульптуру «Летящий», созвучную полотнам любимого живописца — Михаила Врубеля. Удивительное полусказочное существо, парящее в легких, струящихся одеждах, напоминает «Принцессу Грезу».
Семьдесят павильонов выставки оформляли лучшие из мастеров: архитекторы, живописцы, ваятели. В художественном павильоне были показаны работы крупнейших живописцев: Ильи Репина, Василия Сурикова, Григория Мясоедова, Константина Маковского. По просьбе мецената Саввы Мамонтова, курировавшего работу павильона, художник Михаил Врубель представил на выставке два монументальных панно: «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович». Но жюри не приняло эти работы, сочтя их недостойными выставки. Тогда Савва Мамонтов распорядился построить для произведений Врубеля отдельный павильон.
Степану Нефедову открылось искусство, полное реалистической мощи, окрыленное поэзией условности и звучной метафоры. Именно после знакомства с работами Врубеля он решил стать художником и через несколько лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали многие из участвовавших в выставке живописцев.
Во время учебы Степан Нефедов выбрал псевдоним и стал подписывать свои работы «Эрьзя» в знак принадлежности к мордовскому этносу и его художественным традициям. У молодого ваятеля было хорошо развито ощущение материала — одно из наиболее важных качеств скульптора. Он заранее представлял себе, как его замысел будет реализован в мраморе, железобетоне или дереве. Это чувство в дальнейшем он разовьет до совершенства.
В поисках новых материалов для творчества в 1920-х годах Эрьзя отправился на Кавказ. Здесь он попробовал работать с новым для себя деревом грецкого (кавказского) ореха и кавказского дуба. Благодаря их широкой пластической палитре скульптор использовал их в качестве самостоятельных материалов для творчества. Твердая древесина вынуждала творить в крупных, обобщенных формах и позволяла широко применять полировку. В Геленджике Степан Эрьзя создал скульптуру «Летящий», созвучную полотнам любимого живописца — Михаила Врубеля. Удивительное полусказочное существо, парящее в легких, струящихся одеждах, напоминает «Принцессу Грезу».