В творчестве Степана Эрьзи представители мордовского этноса встречаются часто. Скульптор стремился воссоздать и обобщенный образ мордовской женщины, но использовал в качестве источника вдохновения реальных людей. По мнению исследователей, музой скульптурной композиции «Эрзянка» стала его сестра Евфимия.
Интересно, что изображение эрзянки отнюдь не поэтизировано: мастер создал монолитный бюст пирамидальной формы, использовал минимальные художественные средства для создания правдоподобного образа. Четкую геометричность подчеркивает национальный головной убор. У героини строгий силуэт, прямой взгляд и характерный жест руки — одновременно решительный и беззащитный. Интерпретировать его можно по-разному: как выражение благодарности, покорности или душевного волнения.
Мордовский писатель и поэт Артур Моро считал скульптуру сугубо реалистичным произведением. В его восприятии это портрет молодой эрзянки с мужественным привлекательным лицом. На нем выделяются полные волевые губы и чуть выпяченные скулы. Все это, по словам Моро, «передает внутреннюю собранность и горячий темперамент», который сдерживается напряжением воли и сильным характером. При этом образ героини не лишен чувственности. Тонкие длинные пальцы эрзянки добавляют ей изящества и притягательности, а ниспадающие волосы подчеркивают женственность.
В столь лаконичной композиции Эрьзя очень внимателен к деталям. На статичном монументальном «полотне» он умело расставил все знаковые акценты: на одежде заметна орнаментальная вышивка, на эрзянке ожерелье из монет, а вырез рубахи скреплен застежкой. На среднем пальце заметно наличие кольца, но девушка незамужняя, о чем свидетельствует ее перекинутая через правое плечо коса. Замужние женщины собирали волосы в пучок и полностью прятали их под головной убор.
«Эрзянка» выполнена из армированного бетона, хотя имя скульптора неразрывно связано с экзотическими деревьями кебрачо и альгарробо. В свое время он работал и с мрамором, но устал от банальности и предсказуемости образов. Эрьзя всегда был бунтарем и решил покорить брутальный и грубый железобетон, столь нелюбимый скульпторами. Использовал его даже для женских образов. Однако их нарочитая «бетонная» грубость впоследствии ему разонравилась.
Но эрзянка в железобетоне выглядит абсолютно цельной и гармоничной. Мастеру была не свойственна излишняя слащавость, а к самой этнической теме он подходил очень серьезно. Тем не менее национальный колорит никогда не «лежал» на поверхности его работ, а передавался через детали, пластику и общее настроение. И скульптор никогда не ставил национальную идею выше индивидуальности создаваемых им образов.
«Эрзянка» интересна не только с исторической и этнической точки зрения. В первую очередь это образ женщины — обобщенный и одновременно максимально конкретизированный. Выразительный и хара́ктерный. Даже в таком материале, как железобетон, скульптор сумел отразить женственность и трепет героини.
Интересно, что изображение эрзянки отнюдь не поэтизировано: мастер создал монолитный бюст пирамидальной формы, использовал минимальные художественные средства для создания правдоподобного образа. Четкую геометричность подчеркивает национальный головной убор. У героини строгий силуэт, прямой взгляд и характерный жест руки — одновременно решительный и беззащитный. Интерпретировать его можно по-разному: как выражение благодарности, покорности или душевного волнения.
Мордовский писатель и поэт Артур Моро считал скульптуру сугубо реалистичным произведением. В его восприятии это портрет молодой эрзянки с мужественным привлекательным лицом. На нем выделяются полные волевые губы и чуть выпяченные скулы. Все это, по словам Моро, «передает внутреннюю собранность и горячий темперамент», который сдерживается напряжением воли и сильным характером. При этом образ героини не лишен чувственности. Тонкие длинные пальцы эрзянки добавляют ей изящества и притягательности, а ниспадающие волосы подчеркивают женственность.
В столь лаконичной композиции Эрьзя очень внимателен к деталям. На статичном монументальном «полотне» он умело расставил все знаковые акценты: на одежде заметна орнаментальная вышивка, на эрзянке ожерелье из монет, а вырез рубахи скреплен застежкой. На среднем пальце заметно наличие кольца, но девушка незамужняя, о чем свидетельствует ее перекинутая через правое плечо коса. Замужние женщины собирали волосы в пучок и полностью прятали их под головной убор.
«Эрзянка» выполнена из армированного бетона, хотя имя скульптора неразрывно связано с экзотическими деревьями кебрачо и альгарробо. В свое время он работал и с мрамором, но устал от банальности и предсказуемости образов. Эрьзя всегда был бунтарем и решил покорить брутальный и грубый железобетон, столь нелюбимый скульпторами. Использовал его даже для женских образов. Однако их нарочитая «бетонная» грубость впоследствии ему разонравилась.
Но эрзянка в железобетоне выглядит абсолютно цельной и гармоничной. Мастеру была не свойственна излишняя слащавость, а к самой этнической теме он подходил очень серьезно. Тем не менее национальный колорит никогда не «лежал» на поверхности его работ, а передавался через детали, пластику и общее настроение. И скульптор никогда не ставил национальную идею выше индивидуальности создаваемых им образов.
«Эрзянка» интересна не только с исторической и этнической точки зрения. В первую очередь это образ женщины — обобщенный и одновременно максимально конкретизированный. Выразительный и хара́ктерный. Даже в таком материале, как железобетон, скульптор сумел отразить женственность и трепет героини.