Стройная шея, волосы собраны в высокую прическу, лицо, выражающее затаенное страдание, надменность и самодовольство. Такой получилась скульптура «Калипсо», которую создал Степан Эрьзя в 1917 году. Это была одна из его ранних работ на мифологическую тему, показывающая противоречивость женской натуры, открывающая мир человеческих чувств и отношений.
Степан Дмитриевич Эрьзя родился 27 октября 1876 года в Баево Симбирской губернии. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества в 1906 году он впервые отправился в Европу, потом вернулся на родину и снова уехал за границу. Его «Калипсо», равно как и скульптура «Отдых», появилась на свет в Италии. В солнечной стране творец жил неподалеку от мраморного карьера. Материал был буквально под рукой, а в голове уже зарождалась новая идея, которую вскоре Эрьзя мастерски изобразил на камне. К слову, он умел находить вдохновение везде, куда приезжал.
Образ нимфы был выбран не случайно. Именно такое существо в греческой мифологии органично сочетало женственность и энергию, чувственность и холодный расчет, осознание своей силы и хрупкую прелесть. Комбинацию этих граней женской натуры можно увидеть в облике молодой гречанки, который воспринимается созерцателями неоднозначно. Одни могут любоваться ею без конца, других изображение красавицы отталкивает.
По одной версии, Калипсо была дочерью титана Атланта и океаниды Плейоны, по другой — дочерью Гемиха и Персеиды. Нимфа жила на острове Огигия, расположенном на границе мира живых и мертвых. Однажды в ее владениях случайно оказался Одиссей, царь Итаки. Он приплыл к берегам острова Калипсо на обломке корабля.
Красавица удерживала у себя гостя на протяжении семи лет, предлагала ему вечную юность и даже бессмертие, родила от него сыновей. Увы, ей не удалось заставить пленника забыть родину и жену Пенелопу. Когда к нимфе пришел Гермес и передал приказание богов освободить царя Итаки, она повиновалась.
Историю Калипсо описывали в мифах Древней Греции, ее образ появлялся на холстах, Степан Эрьзя изобразил ее с помощью мрамора. Природный камень как материал ценили многие скульпторы. Его особенность в контрастах, с помощью которых можно привнести в создаваемый образ жизнь, одухотворить его.
Калипсо в исполнении Степана Эрьзи — внешне очаровательная девушка и одновременно эгоистичная, жестокая особа. Такого эффекта отчасти удалось добиться благодаря серому цвету природного камня и гладким обобщенным плоскостям материала, дополненным тонкой светотеневой моделировкой.
Скульптура «Калипсо» стала олицетворением человеческих страстей и переживаний, философской мыслью, запечатленной в камне. В лице нимфы просматривается выражение грусти, возможно, из-за отъезда Одиссея. Кому-то кажется, есть в ее образе что-то лукавое, другие видят страдание из-за нерастраченных чувств.
Степан Дмитриевич Эрьзя родился 27 октября 1876 года в Баево Симбирской губернии. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества в 1906 году он впервые отправился в Европу, потом вернулся на родину и снова уехал за границу. Его «Калипсо», равно как и скульптура «Отдых», появилась на свет в Италии. В солнечной стране творец жил неподалеку от мраморного карьера. Материал был буквально под рукой, а в голове уже зарождалась новая идея, которую вскоре Эрьзя мастерски изобразил на камне. К слову, он умел находить вдохновение везде, куда приезжал.
Образ нимфы был выбран не случайно. Именно такое существо в греческой мифологии органично сочетало женственность и энергию, чувственность и холодный расчет, осознание своей силы и хрупкую прелесть. Комбинацию этих граней женской натуры можно увидеть в облике молодой гречанки, который воспринимается созерцателями неоднозначно. Одни могут любоваться ею без конца, других изображение красавицы отталкивает.
По одной версии, Калипсо была дочерью титана Атланта и океаниды Плейоны, по другой — дочерью Гемиха и Персеиды. Нимфа жила на острове Огигия, расположенном на границе мира живых и мертвых. Однажды в ее владениях случайно оказался Одиссей, царь Итаки. Он приплыл к берегам острова Калипсо на обломке корабля.
Красавица удерживала у себя гостя на протяжении семи лет, предлагала ему вечную юность и даже бессмертие, родила от него сыновей. Увы, ей не удалось заставить пленника забыть родину и жену Пенелопу. Когда к нимфе пришел Гермес и передал приказание богов освободить царя Итаки, она повиновалась.
Историю Калипсо описывали в мифах Древней Греции, ее образ появлялся на холстах, Степан Эрьзя изобразил ее с помощью мрамора. Природный камень как материал ценили многие скульпторы. Его особенность в контрастах, с помощью которых можно привнести в создаваемый образ жизнь, одухотворить его.
Калипсо в исполнении Степана Эрьзи — внешне очаровательная девушка и одновременно эгоистичная, жестокая особа. Такого эффекта отчасти удалось добиться благодаря серому цвету природного камня и гладким обобщенным плоскостям материала, дополненным тонкой светотеневой моделировкой.
Скульптура «Калипсо» стала олицетворением человеческих страстей и переживаний, философской мыслью, запечатленной в камне. В лице нимфы просматривается выражение грусти, возможно, из-за отъезда Одиссея. Кому-то кажется, есть в ее образе что-то лукавое, другие видят страдание из-за нерастраченных чувств.