Степан Дмитриевич Эрьзя создал «Женский портрет» в 1934 году после разлуки с родиной и переезда в Аргентину. На протяжении почти четверти века (с 1927 по 1950 год) скульптор искал вдохновение на просторах Южной Америки, где открыл для себя новые материалы — редкие породы субтропических деревьев: урундай, альгарробо и кебрачо.
В своих работах автор, который в качестве псевдонима выбрал название этнической группы эрзя (входящей в состав мордовских народов), демонстрирует непредвзятый, заинтересованный подход к другим этносам.
Женские портреты сформировали большую часть работ аргентинского периода — целая галерея скульптур Эрьзи была посвящена образам разных народов: от француженок и испанок до практически всех представительниц американского континента. И каждый портрет, несмотря на различные эмоциональные характеристики, отличает обострённое чувство собственного достоинства.
Высокая твёрдость древесины кебрачо, её природная пластика и прихотливые формы наростов — всё это в комплексе позволило создать обобщённые пластические решения. В стремлении к синтезу мастер избегал открытого выражения чувств и патетики. При этом «Женский портрет» при внешней сдержанности полон внутренней экспрессии.
В своих произведениях Степан Дмитриевич обрабатывал лишь часть используемого куска дерева, позволяя оставшимся участкам органично вплетаться в композицию в виде намёка на волосы или детали одежды.
В своих работах автор, который в качестве псевдонима выбрал название этнической группы эрзя (входящей в состав мордовских народов), демонстрирует непредвзятый, заинтересованный подход к другим этносам.
Женские портреты сформировали большую часть работ аргентинского периода — целая галерея скульптур Эрьзи была посвящена образам разных народов: от француженок и испанок до практически всех представительниц американского континента. И каждый портрет, несмотря на различные эмоциональные характеристики, отличает обострённое чувство собственного достоинства.
Высокая твёрдость древесины кебрачо, её природная пластика и прихотливые формы наростов — всё это в комплексе позволило создать обобщённые пластические решения. В стремлении к синтезу мастер избегал открытого выражения чувств и патетики. При этом «Женский портрет» при внешней сдержанности полон внутренней экспрессии.
В своих произведениях Степан Дмитриевич обрабатывал лишь часть используемого куска дерева, позволяя оставшимся участкам органично вплетаться в композицию в виде намёка на волосы или детали одежды.
Объединяющим пластическим приёмом для серии скульптур стал контраст и взаимодействие природной поверхности дерева и рукотворных частей (лицо, кисти рук), которые тщательно шлифовались и покрывались мастикой. «Дерево — единственный материал, который обладает уже по своей природе пластической формой… Воплощая скульптурный образ в дереве, можно хорошо использовать природную пластику» (В. А. Ватагин).
В череде женских образов Эрьзя выражал свои представления о прекрасном, о человеке и его душевных устремлениях. Художник не просто отражал черты конкретных этнических групп, но и стремился раскрыть характер своих персонажей, их настроение через использование экзотической красоты редких пород древесины.
За годы пребывания в Латинской Америке Степан Дмитриевич создал огромное количество скульптур, которые сейчас представлены в музеях и частных коллекциях разных стран мира. Возвращаясь в СССР в 1950 году (после получения разрешения советского руководства), он привёз с собой на родину все лучшие работы. Более 200 из них, включая «Женский портрет», представлены в коллекции Мордовского республиканского музея.